Кто виноват в разливе нефти в Черном море

7 августа прошлого года, в самый разгар пляжного сезона, в акваторию Черного моря под Новороссийском произошел залповый выброс нефти. Экологи назвали этот разлив «черного золота» одной из крупнейших на юге России техногенной катастрофой за последнее десятилетие с ущербом на миллиарды рублей. Ниточки расследований и многочисленных ведомственных проверок от лопнувшей заправочной нефтяной трубы ведут к местному предприятию-гиганту — морскому порту Новороссийска. Именно на его территории и произошла авария. Как случилось, что банальная операция по заправке судна топливом обернулась экологической катастрофой и сколько из-за этого теряет государство — в материале «МК».

Фото: ru.wikipedia.org

«Дело — труба»

7 августа 2021 года в районе поселка Южная Озереевка под Новороссийском за пределами береговой зоны на водной глади Черного моря появилось нефтяное пятно. Произошел залповый выброс сырой нефти. Авария случилась в пяти километрах от берега, в момент погрузки и заправки греческого танкера Minerva Symphony с выносного причального устройства, принадлежащего Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). Предприятие является частью Новороссийского морского порта.

«Новороссийский морской порт — один из крупнейших портов Черного моря, крупнейший порт России. Расположен в Краснодарском крае, на северо-восточном побережье Черного моря, в Цемесской бухте, которая никогда не замерзает, что дает возможность не прерывать навигацию.

СПРАВКА "МК"

Новороссийский морской порт — важнейшая логистическая артерия, связывающая Россию со странами Ближнего Востока, Средиземноморья, Африки, Юго-Восточной и Южной Азии, Северной и Южной Америки.

По грузообороту порт занимает третье место в Европе.

Перевалка нефти в порту началась с деятельности семейства Ротшильдов и братьев Нобель.

В настоящее время контрольный пакет акций (60,62%) Новороссийского морского порта принадлежит компании «Транснефть».

Значительный объем перевалки грузов в порту осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), созданный в 1992 году совместно Казахстаном и Оманом с последующим присоединением России к проекту.

В Южной Озереевке находится ключевой терминал КТК. Он является конечной точкой нефтепровода от нефтегазового месторождения Тенгиз в Казахстане к Новороссийску. На терминале нефть загружается в танкеры и уходит на мировые рынки».

C самого начала атмосфера вокруг аварии возникла странная. По сообщению пресс-службы КТК, площадь утечки составила всего 200 квадратных метров, а объем — не более 12 кубометров. Южная транспортная прокуратура инициировала проверку по факту инцидента. Уже на следующий день ведомство заявило, что специалистам удалось локализовать пятно. Однако у специалистов Института океанологии и Института космических исследований РАН оказались на руках совсем иные данные. В их распоряжение попали радиолокационные снимки со спутника Sentinel-1, сделанные как раз 8 августа — в то время, когда разлив уже был якобы взят под контроль. Ученые заявили, что площадь загрязнения оказалась в 400 тысяч раз больше, чем утверждала официальная версия, — 80 квадратных километров. Нефтяное пятно было вытянуто от берега в открытое море на расстояние 19 километров.

По мнению океанологов, руководство КТК могло намеренно скрыть масштаб бедствия. Тем более что погодные условия были как нельзя кстати: течение сильное, ветер, водные потоки быстро унесли нефть в открытое море. Правда, из-за этого и вреда для здоровья отдыхающих на морском побережье удалось избежать. Но на этом плюсы, пожалуй, заканчиваются.

По факту разлива топлива СКР возбудил уголовное дело. Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору оценить реальный ущерб от аварии.

— Ситуация находится на контроле, — сообщил «МК» руководитель ФБГУ «Администрация морских портов Черного моря» Евгений Тузинкевич. — Выброс топлива произошел из-за поломки гидрокомпенсатора. В целом КТК работает четко, за все время существования консорциума это единственная техногенная катастрофа. Был проведен анализ, плановым показателям работа КТК и морского порта Новороссийска в целом соответствует.

По словам экологов, авария в Южной Озереевке обошлась экосистеме края очень дорого. Нефтяную пленку видели в воде Утришского дельфинария и на побережье Абрау-Дюрсо.

Председатель краснодарского регионального отделения организации «Зеленая лига» Евгений Витишко заявил, что авария под Новороссийском — самое глобальное загрязнение, которое случалось в истории юга России за последние 10 лет.

В конце октября Росприроднадзор оценил ущерб от разлива в 4,5 млрд рублей. КТК обжалует решение в суде.

Экологи считают, что разлив нефти в Южной Озереевке нанес серьезный удар по всей акватории Черного моря. Фото: Кадр из видео

Темная история «черного золота»

По разным оценкам специалистов, знакомых с ситуацией, масштаб аварии скорее близок к данным Института РАН. На руку виновникам катастрофы сыграли затяжка времени и очень плохие погодные условия в районе аварии: сильные проливные дожди и ветер, размывшие нефть от берега в открытое море, с резкой переменой на жаркую погоду, и, как следствие, высокая испаряемость нефти.

Но оказалось, что снимки из космоса к делу не пришьешь. По мнению сотрудника Росприроднадзора, изображения со спутников не принимаются к сведению, так как в ведомстве нет сотрудников, способных реально оценить масштабы по снимкам.

Более того, до сих пор неясно, что за нефть грузилась в греческий танкер. По данным издания «Версия», «изначально речь шла о сырье из Азербайджана, но поступает информация, что в действительности это могла быть отечественная нефть с ново-уренгойского месторождения. Данный вид нефти характеризуется высокой летучестью, что, вероятно, и объясняет ее быстрое распространение по поверхности моря».

— При проведении обследования выносного причального устройства (ВПУ) было установлено, что причиной выброса нефти явилось разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью ВПУ, а именно нарушена целостность внутренней резиновой прокладки первого клапана насоса ВПУ, — рассказал источник «МК», знакомый с ходом расследования.

«Версия» со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщала, что текущее обслуживание данного ВПУ производилось в 2020 году, но замена деталей была проведена только для клапана №2 насоса, клапан №1 не обслуживался, несмотря на то, что срок его технической эксплуатации максимально составляет 20 лет (истекает в 2022 году).

Кроме того, по данным издания, при проведении оперативно-разыскных мероприятий предварительно установлено отсутствие техрегламента по проведению обследования и обслуживания ВПУ терминала КТК и ряда иных технических документов, что приведет к сложности привлечения должностных лиц к ответственности.

«Импортозамещение на мутной воде»

Уголовное дело, первоначально возбужденное по статье о загрязнении морской среды (ч. 1 ст. 252 УК), после оценки ущерба было переквалифицировано на более тяжкую вторую часть той же статьи — «Загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде».

С этого момента, как рассказал знакомый с ходом расследования источник, у руководства КТК и Новороссийского морского порта началась легкая паника. Глава КТК Николай Горбань заявил, что разлив нефти мог случиться из-за заводского брака гидрокомпенсатора выносного устройства для погрузки нефти на танкер.

На сегодняшний день — и на момент аварии — обслуживанием терминала КТК, где произошел выброс нефти, занимается компания «Транснефть-сервис». До нее долгие годы этот терминал обслуживала голландская фирма «Ламналко». Серьезных инцидентов и аварий в это время в порту не было. Однако весной 2021 года европейский подрядчик спешно покинул Новороссийск.

Речь идет об одной из крупнейших в мире организаций по обслуживанию нефтегазовых морских терминалов и портовых объектов. В России ее дочерняя компания участвовала в подъеме подводной лодки «Курск», специалисты «Смит Ламналко» обеспечивали запуск отгрузок нефти и газа на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Кроме того, российское подразделение нидерландской материнской фирмы участвовало в строительстве газопровода в Турцию и «Северного потока», а также в создании арктического порта Варандей и комплекса сооружений, которые защищают от наводнений Санкт-Петербург, как сказано на странице компании в Интернете (www.smit.com).

История компании «Ламналко» в Новороссийске началась в 2008 году. Тогда голландцы выиграли тендер на обслуживание КТК, закупили 15 специализированных судов и водолазное оборудование, аналогов которому в Новороссийском порту до сих пор не было.

В 2009 году руководство ООО «Транснефть-сервис» предлагало владельцам «Ламналко» создать совместное предприятие со своим контрольным пакетом. Европейцы отказались.

По данным издания «Версия», «с 2011 года представители «дочки» «Транснефти» стали писать жалобы в контролирующие органы, инициировали проверки и судебные процессы против «Ламналко». При этом за 10 лет работы компания получила лишь одно предписание о нарушении, которое было тут же устранено».

— Ситуация с тем, чтобы компания «Транснефть-сервис» пришла на обслуживание КТК, достаточно стара, — говорит бывший заместитель директора по правовым вопросам ООО «Транснефть-сервис» Олег Штригель. — Первоначально, еще в период моей работы в ОАО «Транснефть», встал вопрос о замене компании «Ламналко» на морском терминале КТК. Я присутствовал в мае 2011 года на совещании, посвященном этому вопросу, и там обсуждалось, каким образом произвести замену. «Ламналко» — это компания, которая является дочерним предприятием компании «Смит Ламналко», которая участвовала в поднятии подлодки «Курск». Фактически данная компания работала на КТК с момента постройки самого КТК и занималась именно обслуживанием морских буев. Вначале «Ламналко» не удалось оттуда убрать, поскольку один из руководителей «Транснефти» заблокировал данное решение.

В 2019 году Каспийский трубопроводный консорциум, главой которого к тому моменту уже стал выходец из структур «Транснефти» Николай Горбань, провел новый тендер на оказание услуг по обслуживанию морского терминала. Помимо «Ламналко» и «Транснефть-сервиса» заявки на участие в нем подали еще три международные компании. По данным издания, результаты тендера до сих пор не объявлены. Между тем 15 декабря 2020 года консорциум уведомил «Ламналко» о досрочном расторжении договора с 16 марта 2021 года в пользу «Транснефть-сервиса».

— Понятно, что я не являюсь специалистом, и причина, по которой произошел разлив, будет устанавливаться специалистами или уже установлена. Но когда происходит такой разлив нефти через короткое время после захода новой компании, которая занималась обслуживанием, это вызывает определенные вопросы,— комментирует Олег Штригель.

Коллектив ООО «Ламналко» — 96 человек (капитаны буксиров, спасатели, водолазы), оформил обращение к Президенту РФ Владимиру Путину, в котором просил сохранить уникальное предприятие. Именно ООО «Ламналко» обеспечивало бесперебойную работу сооружений терминала «КТК-Р».

blank Фото: fleetphoto.ru

«Игра в монополию»

Простые жители Новороссийска ситуацию в порту описывают просто: «Нам там не рады». Говорят, что в последние годы в порту работы для местных практически не осталось. Свои же выпускники Морского колледжа при Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, которые специально идут учиться на технических специалистов в надежде связать свою карьеру с портом, чаще стали «пролетать».

— У нас вся молодежь идет в мореходку. Они туда идут учиться с прицелом, что потом будут работать в порту. А когда приходят устраиваться, им отказывают. Говорят, мест нет, — рассказывает коренная жительница Новороссийска Марина Николаева.

Знакомые с ситуацией в порту эксперты отмечают, что реорганизация произошла вопреки сопротивлению акционеров, связанных через зарубежных партнеров с международной нидерландо-саудовской группой Smit Lamnalco.

Контракт между КТК и ООО «Транснефть-сервис» был подписан, хотя, по информации «Версии», «на тот момент у нового подрядчика отсутствовало необходимое сертифицированное оборудование и средства, необходимые для оказания услуг, включающих ведение подводных работ. Согласно сайту Госзакупок, 11 февраля 2021 года ООО «Транснефть-сервис» был проведен тендер на закупку водолазного оборудования стоимостью 3,6 млн евро со сроком поставки в декабре 2021 года, а также рабочих катеров. Говорят, что сейчас ТНС спускает водолазов на терминале КТК с обычного прогулочного катера, который также находится в аренде. Так вот, именно ООО «Транснефть-сервис» весной осуществило замену поврежденного на выносном причальном устройстве шланга».

При этом эксперты предполагают, что путаница с цифрами, касающимися объемов утечки, могла быть обыкновенным лукавством.

— Заявления руководства КТК о том, что площадь разлива не превысила 200 квадратных метров, а объем — 12 кубических метров, не соответствуют действительности. Нефть в танкеры подается со скоростью 5 тысяч тонн в час, то есть примерно 1,5 тонны в секунду. За время, которое потребовалось бы для прекращения подачи нефти, разлив не мог быть менее 100 тонн, — предположил близкий к ходу проверок специалист.

«Как уплывают миллиарды»

Буксиры в истории с экологической катастрофой заслуживают отдельного внимания. Четыре таких судна с красивыми названиями «Арктур», «Антарес», «Алиот» и «Альтаир» были направлены для ликвидации разлива нефти в акваториях российских курортов. Снаряжал буксиры на спасательную операцию «Транснефть-сервис». «На первый взгляд все они принадлежат ООО «Транснефть-сервис» (так сказано на официальном сайте ПАО «Транснефть»). Однако изучение правового статуса этих судов может принести правоохранительным и налоговым органам богатый материал для официальных расследований. Удивительно, что этого до сих пор не произошло», — пишет издание «Версия».

Помимо сообщений на сайте «Транснефти» журналисты «Версии» изучили выписки из бербоут-чартерного реестра судов РФ (регистрирует операции по аренде судов без экипажей). «Из выписок можно сделать вывод, что «Транснефть-сервис» (ТНС) арендует перечисленные буксиры у кипрских компаний, причем по принципу «одно судно — один офшор». Последнее обстоятельство выглядит так, что «дочка» госкомпании стремится размыть крупные арендные платежи, чтобы не привлекать внимание российских налоговых органов. Суммы там и правда внушительные: один буксир обходится ООО «Транснефть-сервис» в 6,8 тыс. долларов в сутки! Рыночная цена аренды таких вспомогательных судов у крупных международных поставщиков вроде KoTug и Smit Lamnalco составляет 2,5–3 тыс. долларов.

Кто же является формальным получателем этих баснословных сумм от «дочки» российской госкомпании? Кипрские фирмы, каждая из которых имеет по одному буксиру, принадлежат более крупным компаниям: Heawey Enterprise Ltd и First Link Management Services Limited. В руководстве и учредителях последних — те же люди, что и в «прокладках»: Socrates Ellina, Areti Charidemou и Marine Louizou. Ничего оригинального — видна стандартная схема отмывочных контор на Кипре, законодательство которого требует обязательного присутствия в компаниях местных жителей. Если верить источникам, Socrates Ellina, Areti Charidemou и Marine Louizou были замечены в неоднократных контактах с отдельными членами руководства «Транснефти», которые происходили на территории островного государства. А постоянную связь, в том числе через адвокатские фирмы, они, по всей видимости, держат с автором этой «буксирной» комбинации Сергеем Киреевым», — пишет «Версия».

По мнению издания, «схема с буксирами действует с 2011 года. Тогда же «Транснефть-сервис» (ТНС) выдавила с терминала КТК государственную «Морспасслужбу», отвечавшую за готовность к ликвидации аварийных разливов нефти. ТНС стала новым исполнителем по этой услуге. И если изначально она обходилась консорциуму в 28 тыс. долларов в месяц, то вскоре «дочка» «Транснефти» повысила цену до 890 тыс. долл. в месяц — в 30 раз»!

«Обращение к президенту»

Изложенная выше ситуация — судя по всему, далеко не единственная проблема, существующая на сегодняшний день в Новороссийском морском порту.

НМТП является естественной монополией и занимает доминирующее положение на рынке, поэтому все его тарифы установлены государством и проверяются антимонопольной службой (ФАС). Вместе с тем всегда существовали компании, задачей которых было оказывать транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО). Эти фирмы негосударственные, не являются доминирующими и, соответственно, могут предлагать свои услуги по рыночным ценам. В таком случае тарифы ни с кем не согласовываются.

Изначально на этом рынке было много агентов и много экспедиторов. Была конкуренция, которая не давала возможности задирать ценник. Но с приходом новых управленцев в порт ситуация, похоже, стала меняться.

Компании, которые в работе с портом столкнулись с серьезными трудностями, обращаются с жалобами к Президенту РФ. Так, группа компаний «Хамед» на протяжении более 20 лет ведет работу в сфере морских грузоперевозок и логистики в российских и зарубежных портах (агентирование судов, экспедирование грузов, фрахтование). Все попытки компании «Хамед» решить вопрос с представителями порта, по их словам, закончились ничем. Пришлось обращаться за помощью к руководству страны. Представители «Хамед» направили обращение на имя президента Путина (есть в распоряжении «МК»): «Нашей компании под различными надуманными предлогами не дают работать в порту. В настоящее время Новороссийский морской торговый порт, по сути, представляет из себя феодальную вотчину генерального директора порта г-на Киреева С.Г., где любое неповиновение установленным им правилам карается отказом в работе в порту», — следует из документа.

Отчаявшиеся бизнесмены уповают на помощь первого лица государства — с тем, чтобы президент дал поручение заинтересованным службам разобраться и принять необходимые меры «в целях создания соответствующих условий для полноценного использования и развития имеющейся портовой инфраструктуры в интересах нашего государства».

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.