В магазин идти страшно: россияне сравнили свои чеки на продукты

Жители разных регионов России рассказали, насколько у них подорожали продукты и раскрыли «лайфхаки» экономии на еде. Самое удивительное, что рекордсмены подорожания — вовсе не экзотические заграничные яства, а свои родные овощи, молоко, сахар. Гречка уже многим не по карману. Продавцы, между тем, откровенно признаются, что задирают цены.

Фото: Наталья Мущинкина

Краснодар: морковь дороже бананов

Краснодарский край представляется некоторым как регион с молочными реками и кисельными берегами. Но для местных жителей все выглядит не столь сказочно.

Край, к примеру, может похвастать сравнительно низкой ценой на … бананы — ввиду близости портов, через которые те завозятся в страну. Но в стоимость традиционных для региона продуктов откровенно пугает. Лук и морковь обходились летом дороже тех же бананов, из которых борщ не сваришь.

«Жена тратит приличное количество времени на то, чтобы объехать ряд магазинов и купить те или иные товары там, где они дешевле», — рассказывает тендерный специалист Федор. Привычные продукты его семье также пришлось заменить на более дешевые аналоги…

В карантин 2020 года студент Дмитрий вспомнил про бабушкин сад — он организовал с товарищем на полузаброшенной даче сбор черешни и клубники. Весь урожай они отправляли бесконтактно через таксистов. Локдаун прошел, но способ торговли остался: на сервисах объявлений много предложений о продаже продуктов питания дешевле, нежели у ритейлеров. Скажем, картошку предлагают по цене в 30 рублей за кило (при официальных — по данным Краснодарстата — 54).

«Случайно наткнулись на такое объявление и в свободное время съездили купили. Да, ехать было не близко, ради пары кило не поедешь. Но мы картошку любим, и хранить есть где, а с пары сеток имеется выгода», — рассказывает пенсионерка Людмила. По ее словам, такого рода запасов ее семья не делала достаточно давно, а теперь снова вынуждена вернуться к форме закупки впрок.

Астрахань: гречке объявили бойкот

Стремительный рост цен на продукты жители Астрахани ощутили на своих кошельках в полной мере. Подорожали яйца, подсолнечное масло, овощи, фрукты… Если перед Новым годом скачок был прогнозируемым в связи с грядущими праздниками и возросшим спросом, то в январе новые ценники в гипермаркетах уже возмущают жителей региона.

Конечно, продукты не выросли в цене резко за одну ночь. Подорожание наблюдалось в течение всего прошлого года. Лидерами антирейтинга стали капуста и картофель. В декабре 2020 года капуста стоила 19–20 рублей за 1 кг, а в конце 2021-го — 48 рублей. Картофель обходился в 28 рублей за 1 кг, а сейчас — 45–46 рублей.

Фото: Наталия Губернаторова

Есть и хорошие новости: подешевели пшено и яблоки. Правда, погоды это не делает. Пшенная каша откровенно на любителя. А одной шарлоткой или семеренкой вприкуску сыт не будешь.

Неприятно удивлены новым ценникам, которые появились на полках сразу после новогодних каникул, были не только покупатели, но и сами торговцы. «Мы ведь тоже ходим по магазинам, сравниваем, закупаемся, чтобы кормить семью. В свободное от работы время мы те же покупатели, и на наших кошельках подорожание также отражается. Мы по одну сторону баррикад», — говорит Светлана Степная, продавец продуктового магазина в Астрахани.

Больше всего Светлану разочаровала гречка. «Буквально за две недели подорожала на 40 рублей. До праздников упаковка весом 900 граммов стоила 80 рублей, а сейчас — 120–140 и даже 170. Приходится ждать акции и скидки, иначе выходит накладно. Кстати, наши покупатели объявили гречке бойкот, ее не сметают с прилавков, как раньше во время кризиса. Она стоит, дорогая и одинокая», — отмечает Светлана.

Старший продавец сетевого гипермаркета Юлия Кирюшина убеждена, что это еще не все «подарки». По словам женщины, в рабочих группах в мессенджерах их предупреждают о грядущем подорожании муки, хлеба, подсолнечного масла. Кирюшина посетовала и на ценовой бум на фрукты. К примеру, киви в декабре стоили 99 рублей за 1 кг, сейчас без акций — 137, по акции — 124.

«Моя пенсия — 12 тысяч рублей, — сетует астраханка Анна Николаева. — Львиная доля расходов — оплата «коммуналки»: зимой, с учетом газового отопления, в общей сложности набегает 4–4,5 тысячи рублей. Остается 8. Это возможность восемь раз сходить в магазин. Раньше на 1000 рублей можно было жить неделю, а сейчас — два дня. Капсулы для стирки стоят 200 рублей, три кило картошки — около 200 рублей, а ведь хочется еще в суп курочку или мясо положить. Приходится в магазины ходить каждый день и высматривать скидки и акции. Кстати, например, на куриные бедра за 2–3 дня до истечения срока годности ставят 40% скидки. Беру и замораживаю. Так и выживаем».

Екатеринбург: местные булочки едут в Москву

За год в Свердловской области продукты подорожали в среднем на 5–10%, но есть и такие наименования, на которые цены поднялись в полтора-два раза: речь о опять-таки о картошке и капусте. Об этом говорится в исследованиях Свердловскстата.

Впрочем, чтобы заметить повышение цен на продукты, не надо быть профессиональным статистиком. Местная жительница Марина воспитывает двоих детей. Для них берет макароны определенной марки. Их цена резко взлетела вверх — с 40 рублей за пачку до 72.

«Беру практически одни и те же товары, — говорит она. — По итоговому чеку видно, как цены растут. Грубо говоря, летом я покупала продукты на тысячу рублей, зимой тот же набор стоит уже 1300.

Конечно, пытаюсь экономить. Фрукты и овощи редко беру в сетевых магазинах, там иногда экономят на качестве, выставляя целые коробки, где могут быть подгнившие фрукты и овощи. Покупаю в маленьких магазинчиках, там цены ниже, и продавец поможет выбрать качественный товар», — говорит Марина.

blank Фото: Наталья Мущинкина

Тему роста цен на продукты недавно подняли на пресс-конференции первого замгубернатора Свердловской области Алексея Шмыкова. По его словам, некоторые торговые сети даже жалуются, что местные аграрии не продают товар в Свердловской области, а увозят продукцию за пределы региона и за рубеж. Например, сыры и куриные лапы практически все едут в Китай.

Кроме того, говоря об открытии нового производства хлебобулочных изделий, первый замгубернатора сказал, что для него «было откровением, что булочки из Екатеринбурга едут в Москву».

Оренбург: продавцы встали на колени

По сравнению с январем 2021 года цены в Оренбургской области на стандартную продуктовую корзину выросли в среднем на 20%.

С тысячей рублей наш корреспондент отправилась сначала в один из сетевых магазинов, составив стандартный список покупок. На эти деньги купила: пакет молока от местного производителя — 37 рублей; банку сметаны — 90 рублей; хлеб — 52 рубля; сыр — 175 рублей; десяток яиц — 75 рублей; курицу (1 кг 250 г) — 257 рублей; пачку порошка — 95 рублей; брусок местного масла — 160 рублей; пакет кефира — 37 рублей. Осталось два рубля. На три дня холодильник заполнен. Ну и порошка — на месяц.

В принципе на одну тысячу куплено десять наименований. Однако в прошлом году к этому стандартному набору можно было добавить пакет сушек, килограмм гречки, риса и пачку чая и уложиться в ту же тысячу.

Еще тысяча в момент испарилась на центральном колхозном рынке. Два кило мякоти свинины «съели» сразу 900 рублей. На сто рублей был куплен килограмм картошки.

Продавцы на местном рынке признаются, что пандемия и локдауны подкосили их доходы, и теперь приходится наверстывать упущенное. А еще цены на бензин и, как следствие, возрастающие траты на доставку и транспортировку товаров, не дают расслабляться. Еще одним злом продавцы назвали падение спроса из-за неравной конкуренции.

«Когда появились сетевые брендовые магазины, индивидуальный бизнес встал на колени, — призналась одна из стоящих за прилавком женщин. — У нас продукция своя, за качество отвечаем. А натуральное — значит дорогое. Сети за качество не отвечают. И цены могут себе позволить более низкие».

Санкт-Петербург: поиски скидок по всему району

По данным исследовательского холдинга «Ромир» за декабрь, средний чек в Петербурге составил 890 рублей — на 56 рублей больше, чем годом ранее. «При каждом походе в магазин становится страшно, не знаешь, хватит ли денег и сколько в этот раз придется оставить», — признается пенсионерка Тамара Лужина.

Живет Тамара одна, с кошкой Мусей. Дети уже взрослые, матери помогают, но та помощь принимает неохотно и редко, говорит: они молодые, им нужнее.

Пенсия у женщины считается не самой маленькой по меркам Петербурга, но она признается, что начала работать, потому что только на нее прожить очень сложно, а закупить продукты даже на тысячу рублей для одного человека на неделю — невозможно.

Мы вместе с Тамарой решили поставить эксперимент и посмотреть, сколько на тысячу рублей можно набрать самых ходовых продуктов. Денег не хватило даже на сосиски и яйца, не говоря уже о мясе или колбасе. На кассу в итоге мы дошли с килограммом гречки, картофеля, помидоров, огурцов, кочаном капусты, литром молока, хлебом, пачкой сливочного масла и упаковкой дешевого сыра.

На рост цен сетуют и молодые петербуржцы, раньше считавшие себя представителями среднего класса.

«Живем с мужем в съемной квартире, оба работаем, наш общий бюджет позволяет назвать нас стабильным средним классом. Но если и буквально в ноябре 2021 года мы могли на четыре тысячи рублей закупиться на неделю абсолютно всем, что нам было нужно, даже с некоторыми вкусностями, то сейчас приходится ужиматься», — рассказала Анна Круглова.

Чтобы уложиться в семейный бюджет, она вместе с мужем решила вспомнить студенческие времена и сделать упор на закупки впрок, поскольку делать их в больших объемах выгоднее, чем покупать продукты поштучно. Анна признается, что теперь каждый поход по магазинам напоминает забег по спортивному ориентированию: «Мы теперь, как спортсмены, от точки к точке носимся, чтобы продукты купить по доступным для нас ценам. Когда карта передвижений построена, начинаем по всему району двигаться».

Псков: надежда на частников

Большая часть псковичей вынуждена экономить на еде — на это указывают итоги нашего выборочного опроса. Люди рассказали: чтобы обеспечить семье из 3–4 человек более или менее полноценное питание, приходится тратить от 5 тысяч в неделю — меньше не получается.

Приведем в пример рацион семьи из двух человек. На завтрак — каша, на обед — суп, и обязательно ужин, пусть и легкий. Примерный список продуктов, который они покупают на 7–10 дней, обычно не меняется.

Мука, крупы, макароны, масло и сахар в доме есть всегда. Покупаются эти товары на оптовой базе раз в месяц или даже пореже в большой фасовке: по 5–10 кг, масло в канистре по 5 л. Есть простой способ поддерживать запасы: время от времени наведываться в супермаркет и проверять, какие крупы по акции. Каждый раз брать не по одной, а по две-три пачки, покупать, приносить домой, складывать в шкаф: как говорится, лежит — есть не просит.

Консервы, которые всегда имеются в запасе, приобретаются в магазине низких цен. Мясо и мясные продукты покупают не в супермаркетах, а в фирменных магазинах псковского производителя. Дело не столько в цене, сколько в качестве. Среди постоянных покупок в том же магазине — колбаса, сосиски и замороженные полуфабрикаты: котлеты, пельмени.

Молоко и молочные продукты — из сетевых магазинов, они там дешевле. Помидоры и свежие огурцы берут только в сезон: сейчас цена на них больше 200 рублей за килограмм.

Общий вывод, как сэкономить на еде без ущерба для организма, — искать проверенных продавцов, знакомиться с ними, поддерживать контакты. Настоящие вкусные продукты легче купить у частников, которых осталось не так уж много: сетевые магазины вытесняют их с рынка.

Топ-7 самых подорожавших за год продуктов в Псковской области:

1. Капуста 185%

2. Картофель 75%

3. Хлеб 40,9%

4. Морковь 36,6%

5. Гречка 28,1%

6. Макароны 21,9%

7. Курица 21,5%

Хакасия: выручает глюконат

Хакасия попала в список пяти регионов России, где годовая инфляция в 2021 году достигла двузначного значения. За год цены в Хакасии выросли, согласно официальным данным, на 10,2%.

54-летняя Людмила имеет полезную привычку записывать все свои расходы.

«Сегодня купила набор продуктов, за который заплатила 700 рублей. Ничего особенного: хлеб, кусочек сыра, немного яблок и груш, капуста белокочанная, два огурца, упаковка гречки, две рыбины минтая. Точно скажу, что год назад примерно такой же набор стоил мне 400 рублей», — делится она.

Согласно записям Людмилы, подсолнечное масло на конец 2020-го стоило в магазинах 67–69 рублей. Тогда его стоимость сдерживало государство. В начале 2021 года цена бутылки поднялась на 20 рублей. Сейчас самое дешевое масло — 110 рублей, есть и дороже — 130 рублей. То есть цена на продукт выросла за год почти вдвое.

«Сильно подорожали овощи, в два раза точно. Даже осенью этого года цены на свеклу зашкаливали. Я поругалась с продавцом, у которого в ларьке кило свеклы стоило около 90 рублей. Возмутилась, а он говорит: ну и не бери, иди отсюда», — рассказывает Людмила.

Виктория Павловна и ее муж — пенсионеры. «Нам не привыкать экономить. Пенсия за инфляцией не поспевает. А цены растут не только сейчас — они растут постоянно. Сильно подорожали овощи. Почти все на 100%. Причем самые простые: свекла, чеснок, картофель, а не какие-то там зимние огурцы, помидоры. Чего не можем себе позволить? Да много чего. Не покупаем жирную рыбу, дорогое мясо тоже не берем. Только самое дешевое — на суп», — рассказала пенсионерка.

Елене 48 лет. Два года назад она похоронила мужа. Работает то нянечкой, то прачкой в детсаду. Ежемесячный доход за вычетом «коммуналки» в прошлом году составлял около 12 тысяч в месяц. Закупается строго в бюджетных торговых сетях и берет самое дешевое: китайскую лапшу, полуфабрикаты. «Там, говорят, вредный глюконат, но я привыкла», — смеется Елена.

Люди в регионе выживают благодаря дачам, которые сохранились у пенсионеров с советских времен, а также пытаются находить заработок вне региона, выезжая на вахты, переходят на более дешевый список продуктов, экономят на развлечениях. Однако кажется, что выживают люди не благодаря, а вопреки. А бесконечная пандемия с ее столь же бесконечным ростом цен уже начала приобретать черты антиутопии.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.