Гибридный формат работы, благодаря нашествию коронавируса, завоевал отечественный рынок труда. В Национальном агентстве финансовых исследований (НАФИ) выяснили, что подавляющее большинство (86%) российских компаний планируют в 2022-м чередовать удаленку с присутствием сотрудников в офисе. При этом, среди сотрудников наиболее желаемым является формат, когда они будут работать из дома 2-3 дня в неделю (57%). Но все ли управленцы готовы доверять своим сотрудникам? Многие предприниматели и топ-менеджеры до сих пор строят свою деятельность по принципу: «вижу, значит контролирую». Что же такое гибридный формат работы – временная уступка пандемийным обстоятельствам или прообраз трудовых отношений будущего? Кто выигрывает от такой формы занятости и как она отразится на зарплатах работников? Эти вопросы «МК» обсудил проректором Финансового университета при правительстве РФ, доктором экономических наук Александром Сафоновым.
— Насколько велики масштабы гибридной работы на российском рынке труда и насколько такой формат законодательно обеспечен?
— В первую очередь, на гибридный формат перешли IT-компании. Например, фирмы, осуществляющие разработку программного обеспечения по безопасности, которые имели офисы в других странах, были вынуждены прибегать к такой форме занятости. Многие бухгалтеры, преподаватели, бизнес-тренеры также ушли на гибридный или дистанционный рабочий график одними из первых. Компаниям, работающим в сфере образования, было выгодно переводить своих сотрудников на такой режим: исчезала необходимость в частых командировках, которые требовали определенных финансовых затрат.
Что же касается юридических аспектов, то первые изменения в действующем законодательстве возникли еще до пандемии. В 2018-м были введены поправки в части электронного документооборота. Тогда у компаний исчезла необходимость в открытии специального офиса. Одного человека стало достаточно для того, чтобы представлять интересы фирмы в том или ином субъекте страны.
— До пандемии COVID-19 гибридный или дистанционный формат работы считался скорее исключением из правил. С приходом в нашу жизнь коронавируса, работодатели начали массово переводить сотрудников на такой график. Мера была вынужденной, но чего ждать в будущем? Такой формат исчезнет или наоборот закрепится?
— Использование дистанционной системы работы в России идет волнообразно. Локдаун фактически заставляет компании переводить персонал на гибридный формат работы, разумеется, в тех случаях, когда это технически возможно. Гибридная форма занятости используется достаточно давно. Многие уже забыли, что похожий режим занятости существовал даже в советское время. Тогда он назывался надомный труд. Соответствующее положение было прописано в Трудовом кодексе. Такая форма занятости предполагала, что работодатель привозит домой к сотруднику оборудование, предоставляет ему средства, необходимые для производства, а тот уже выполняет свое трудовое задание. Так что не надо сенсаций: такой формат был раньше и будет существовать в дальнейшем.
— Как чередование удаленки с выездами в офис влияет на зарплаты сотрудников? Есть ли основания при таком графике у работодателя срезать оклады, скажем, под предлогом того, что сидя дома, сотрудник не тратит время и деньги на дорогу?
— Когда пандемия только началась и случились первые локдауны, работодатели решили сэкономить на применении удаленной занятости и объявили о сокращении заработной платы. Поскольку эта история носила массовый характер, в 2021 году в Трудовой кодекс были внесены поправки, запрещающие такого рода дискриминацию. Впредь работодатели не могут снижать заработную плату в связи с переводом сотрудников на удаленку. И это не зависит от того, введен ли локдаун повсеместно или сама компания решила его объявить. Законодательством предусмотрена норма, запрещающая дискриминацию по заработной плате вне зависимости от объемов выработки: если человек из дома выполняет необходимый объем работы, то получать он должен не меньше, чем тот, кто трудится в офисе.
— Кто должен принимать решение о переходе на такой режим: собственник, наемный директор или руководитель подразделения?
— На законодательном уровне определено, что решение принимает работодатель. Он регулирует деятельность компании и подписывает внутренние документы о режиме труда и отдыха, которыми регулируются вопросы, связанные с применением различных форм организации труда: гидрид, удаленка или офис.
— Как такой формат влияет на эффективность работы?
— Американцы и англичане изучали этот вопрос в 2015 году на примере своих компаний. Есть исследования, которые проводили в 2020-2021 годах китайцы. Данные показали, что в среднем производительность труда не растет, но и не падает. Из результатов также следует, что сотрудники на удаленке или на гибридном формате не работают меньше. Их выработка не падает. Но иногда это достигается за счет того, что человек трудится не 8 часов, а дольше (по факту рабочим становится то время, которое раньше тратилось на дорогу). Проблема, связанная с повышением эффективности труда работников на удаленке, — в первую очередь, в организационных способностях руководителей организации. Многие не способны правильно наладить рабочий процесс дистанционно: вовремя формировать задания, контролировать ход их выполнения, обеспечивать взаимодействие сотрудников друг с другом. Другая важная проблема, это уровень оборудования. Если у сотрудника плохой интернет на компьютере, то при помощи одного смартфона много работы не сделаешь. За сохранение объемов выработки несет ответственность работодатель.
— В каких случаях переход на гибридный формат оправдан, а в каких – нет?
-Удаленный режим связан со спецификой работы. В тех случаях, когда технологически возможно организовать рабочее место в квартире или кеворкинге, работодатели будут его применять. Но все связанные с этим издержки, по идее, ложатся на плечи работодателя: затраты на электроэнергию, приобретение специального оборудования, использование расходных материалов. Конечно, у многих руководителей есть убеждение: «вижу, значит контролирую». На самом же деле — это миф. Потому что присутствие человека на рабочем месте вовсе не означает, что работодатель в курсе того, чем сотрудник занят. По мере разработки программных средств, которые обеспечивают удаленную занятость, гибридный формат работы будет набирать популярность. Но, как и любая форма управления, удаленная занятость потребует высокой степени организации труда.
Мнение эксперта
Мария Кислова, директора российского офиса международной EdTech-компании GoStudent: «Нет никакой разницы, где человек находится — в офисе, дома, в кафе или на пляже, если он эффективно выполняет свою работу.
«Число вакансий на удаленке растёт в среднем на 15 % ежемесячно, то есть очень быстрыми темпами. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что почти все компании вскоре будут использовать возможность удаленной работы для сотрудников. В какой именно степени, зависит от профиля компании и отрасли, в которой она работает, а также от количества вакансий, в которых выполнение удаленной работы в принципе возможно. Сотрудник, который не тратит время на дорогу, входит «в офис» сразу после того, как включил компьютер. И есть данные, которые показывают, что рабочий день у сотрудника на удаленке в среднем больше, чем у того, кто работает из офиса. Здесь важно отметить, что Россия переживает демографический спад, а в возрастной категории 20-24 лет население страны в последнее десятилетие сократилось более чем в 1,5 раза, с 12 до 7 млн человек. Чтобы привлечь на рынок труда нужных работодателям специалистов, руководителям фирм нужно пересматривать условия труда: платить выше зарплату, предлагать формат удалённой работы, неполной занятости, компенсировать проезд и питание, а иногородним сотрудникам – предоставлять жильё».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.