В Казахстане начались споры вокруг того, как надо заставлять бизнесменом возвращать деньги на родину. Президент Касым-Жомарт Токаев придерживается «мягкого варианта»: он считает, что нужно призывать сограждан реинвестировать в экономику страны. Параллельно с этим будут выстраиваться преграды на пути вывода капитала за границу. Однако в парламенте Казахстана требуют более жестких мер: раскрыть сумму, которую вывели за границу в январе 2022 года, назвать имена тех, кто это сделал, а затем через суд вернуть деньги.
Фото: kremlin.ru
По данным международной организации Tax Justice Network, за последние 25 лет из Казахстана в зарубежные офшоры выведено около 140-160 миллиардов долларов. По словам депутата парламента от фракции «Ак Жол» Максата Раманкулова, это примерно годовой ВВП республики и ее внешний долг. За последние 5 лет в связи с этим было возбуждено свыше 200 уголовных дел, но конкретных результатов достигнуть не удалось.
Сколько было выведено денег в начале января 2022 года, никто не знает, но по слухам, суммы были огромными. Сам Токаев признает, что процесс вывода капиталов за границу значительно ускорился во время протестов.
Впрочем, пока политики ругают офшоры, в тени остается другой важный канал по выводу денег за границу. Например, для Казахстана обычное дело — заключать сделку по экспорту сырья за пределами национальной юрисдикции. Операция проводится по трансфертным ценам, что позволяет перераспределять общую прибыль группы компаний в пользу лиц, находящихся в юрисдикциях с более льготным налогообложением. Таким образом в Казахстан возвращается не вся валютная выручка, полученная от продажи сырья, а только та ее часть, которая необходима для дальнейшей добычи полезных ископаемых. Причем возвращаются они в качестве иностранных инвестиций, например, из Голландии – формально главного инвестора в Казахстане. Данная практика зародилась еще в 1990-х годах. Учитывая, что семья Нурсултана Назарбаева владеет значительной частью природных богатств Казахстана, не сложно догадаться, в чьих интересах это делалось.
Конечно, сейчас можно объявить все «нажитое непосильным трудом» — ворованным, вот только казахстанские компании зачастую формировались при участии иностранного капитала. Соответственно, превратить передел собственности в междусобойчик не выйдет. Даже если у властей будут на руках все доказательства вины предполагаемых коррупционеров, судебные процессы растянутся на годы. За примерами далеко ходить не надо, можно посмотреть на Узбекистан: по данным СМИ, дочь первого президента Узбекистана Гульнара Каримова лишь в конце 2021 года лишилась около 350 миллионов долларов в пользу родной страны, но сама она давным-давно находится за решеткой, а папа умер в 2016 году.
В этой связи идея Токаева создать благотворительный фонд «Народу Казахстана» кажется не самой плохой. Олигархи, в том числе, члены семьи Назарбаева, которые сейчас неподсудны по закону «о первом президенте», будут нести в «общак» деньги, тем самым признавая власть преемника Елбасы. С одной стороны, они купят себе полную или частичную амнистию, а с другой, сформируют кассу, которую затем можно будет пустить на задабривание населения. Как известно, там уже набралось свыше 115 миллиардов тенге (около 270 миллионов долларов) – на всех не хватит, но время потянуть получится.
Как быть с офшорами дальше, Токаев пока не придумал. Он дал правительству 2 месяца на то, чтобы разработать программу по возвращению капиталов на родину.
«Казахстанские чиновники и олигархи создали огромное количество различных офшоров на подставных лиц за границей, через которые идет так называемое «иностранное инвестирование». Во-первых, это делается для того, чтобы избежать расследований и застраховать свои капиталы, которые вкладываются в различные предприятия. Во-вторых, став «иностранными инвесторами», казахстанские олигархи получают упрощенную систему налогообложения, различные льготы и так далее», — рассказал «МК» казахстанский политический аналитик Айнур Курманов.
По словам эксперта, изменить ситуацию можно, но для этого нужно взять курс на борьбу с олигархами и социально-экономическое переформатирование страны. «В рамках этой стратегии придется пересмотреть контракты на недропользование, ввести монополию на внешнюю торговлю, изменить систему налогообложения… Придется пересмотреть всю экономическую модель Казахстана, потому что она была выстроена именно под выкачивание природных богатств из республики в интересах транснациональных корпораций», — уверен Курманов.
Он не верит, что у Токаева хватит политической воли провести нужные реформы. Вместо этого в Казахстане, скорее всего, обострится борьба за передел собственности, начавшаяся после ухода Назарбаева из авангарда казахстанской политики. При этом институт казахстанских иностранных инвесторов скорее всего сохранится, но его бенефициары изменятся.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.