Еще совсем недавно — до ковида, да даже в его начале — слово «дефицит» можно было снабжать пометкой «устаревшее». Ну правда, полки магазинов ломятся, были бы деньги. Первые тревожные звонки прозвучали во второй половине 2020 года: цепочки поставок электронных компонентов «расцепились». И пошло-поехало: то перебои с автомобилями (и, конечно, их подорожание), то с мебелью, то со стройматериалами. Кажется, сейчас пришел черед гаджетов и вообще электроники: чего ни хватишься, ничего нет!
Фото: pixabay.com
Приобретение техники в последние несколько месяцев превратилась в фарс. Конечно, к эпохе тотального товарного дефицита мы ещё не вернулись — техника всё-таки есть! – но и от эпохи изобилия, когда можно было прийти в салон и выбрать гаджет на любой вкус, уже ушли далековато.
Вот, допустим, собираешься обновить ноутбук. Находишь модель, которая устраивала бы по соотношению цены, качества, веса и производительной мощности — и обнаруживаешь сюрприз: такой ноутбук остался один-единственный на всю Москву. И смотаться за ним надо не куда-нибудь в центр, а аж в ТиНАО — в деревню, глушь, Вороновское… Заказать доставку не выйдет — увы, витринный образец, доставке и предоплате не подлежит. Да и боязно всё-таки вслепую отдавать несколько десятков тысяч рублей за компьютер, который даже в руках не держала.
Думаешь — ну ладно, может быть, подберём другой ноутбук?.. И снова та же история, только на сей раз единственный на всю Москву экземпляр лежит не в ТиНАО, а в Южном Бутово — и снова витринный образец. Третий подходящий вариант — где-то в Строгине. И ведь речь не идёт о каких-то уникальных моделях по спецзаказу, это вам не суп в горшочке прямо из Парижа — нет, вполне заурядные лэптопы.
Ситуация повторяется, когда решаешь приобрести новый смартфон — опять же, незамысловатый и не слишком дорогой. Правда, на сей раз всё немного оптимистичнее — приглянувшаяся модель обнаруживается в 5-7 магазинах различных сетей по всей Москве. Однако — в каждом лишь по одной штуке, по пресловутому витринному образцу.
— У нас уже давно не было поставок. Распродаём то, что есть, – флегматично объясняет менеджер по имени Кирилл. – Если хотите, закажем вам такой же телефон новый, не с витрины, но сколько ждать, пока не могу сказать.
Для начала интересуюсь: мол, а чем чревата покупка витринного образца?
— Вообще ничем… Ну единственное, он у нас тут постоянно на подзарядке лежит, у него аккумулятор может быть уже слегка изношенный, но вы в эксплуатации этого не заметите. Да, а ещё мы его «родную» зарядку вам не сможем отдать, но положим практически такую же, вы разницы не заметите, – всё так же вяло рапортует Кирилл.
В ходе беседы выясняется, что отдать не смогут не только зарядное устройство, но и коробку, в которой телефон должен продаваться — его предлагают забрать просто так, без упаковки, с подобранным на глазок зарядником. На цену, правда, это никак не повлияет. Интересуюсь дальше: может быть, я тогда другой смартфон подберу?
— Можете посмотреть, да, но у нас большинство витринные образцы. Какие остались. В нескольких экземплярах есть вот флагманская модель за 80 тысяч, но вы же в таком ценовом диапазоне рассматриваете?
Да уж, всё верно: тысячу евро отдавать за «трубу» — это однозначно вне пределов здравого смысла…
Интересно, что «официально», со стороны продавцов, таких проблем нет. «Розничные сети не подтверждают, что есть какой-то дефицит, — рассказал «МК» Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). — Конечно, какой-то конкретной конфигурации — например, цвета — может не быть в наличии, но в целом системы крупных сетей показывают, что нехватки нет, купить всегда можно».
Но есть, что называется, и нюанс. Как рассказал на условиях конфиденциальности региональный менеджер одной из крупных сетей по продаже техники, наличие тех или иных моделей на складе в последние годы используется как инструмент управления спросом. «Это опыт интернет-магазинов, большие ритейлеры таким раньше не занимались, но теперь мы все оказались в одной нише, в онлайне, — рассказал собеседник «МК». — Суть простая: если человеку очень нужна только конкретная модель, он поедет за ней или закажет доставку. Но часто он ради удобства согласится на аналог, который есть в наличии. Эта модель будет не так хороша по балансу цена-качество, зато она есть здесь и сейчас».
На складах «дефицит» никто специально не придерживает — просто заказывают не так много, чтобы потом не образовалось излишков. Далее витринные образцы держатся в продаже достаточно долго — а стало быть, данная модель в Сети отображается как «в наличии» в данном магазине. Клиент приходит туда (или открывает сайт) — и сталкивается с дилеммой: ехать за «витринкой» или брать «что дают», зато с комфортом.
Между прочим, эта технология работает далеко не только в торговле электроникой. Например, точно таким же образом продают «грубые и зримые» металлоизделия: купить в розницу иногда нужный для поделок стальной лист толщиной в 1 мм невозможно уже не первый месяц. По крайней мере, по заявленной цене. Но варианты, как обычно, есть: можно купить этого железа целый грузовик, а можно (только это менеджер сообщит уже «в личку») купить-таки один лист, но вчетверо дороже стандарта. Выбор за покупателем, рынок — в ковидные и постковидные времена — за продавцом.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.