Правительство придумало дополнительную меру, чтобы не допустить резких скачков цен на бензин. В Госдуму внесен законопроект о корректировке параметров топливного демпфера — механизма, позволяющего удерживать цены в пределах инфляции. Это решение продиктовано сложившимися макроэкономическими реалиями: из-за дорогой нефти и слабого рубля нефтяным компаниям выгоднее экспортировать сырье. Что, в свою очередь, сужает предложение на внутреннем рынке и подхлестывает цены на АЗС.
Фото: pixabay.com
В общих чертах демпфирующий механизм выглядит так: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены внутри РФ. А если внутренние цены выше экспортных, то нефтяники делятся с бюджетом частью своей сверхприбыли от продаж топлива в России. Нынешний законопроект предлагает увеличить коэффициент компенсации между экспортной ценой (Netback) и индикативной (оптовая цена, которую устанавливает правительство): для бензинов — с 0,68 до 0,83, а для дизтоплива — с 0,65 до 0,83. В лучшем случае, мера заработает с 1 апреля 2022 года
По оценкам Независимого топливного союза, рост оптовых цены на топливо традиционно начинается весной с сезоном ремонтов на НПЗ, а их пик приходится на май-июнь. Розничные цены догоняют оптовые через две-четыре недели, но по согласованию с властями нефтяники сдерживают их на своих АЗС в пределах инфляции. Независимые владельцы автозаправок вынуждены поступать так же, чтобы не растерять клиентов. Между тем, согласно данным Росстата, за прошлый год бензин подорожал в рознице на 8,84%, превысив общую инфляцию, которая составила 8,39%. Для сравнения: в 2020 году потребительские цены на него выросли на 2,5%, что значительно ниже тогдашнего уровня инфляции (4,9%).
«Перенастройка демпфера может привести к тому, что биржевые котировки в оптовом звене не будут расти темпами прошлого года, — говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — В 2021-м оптовые цены постоянно опережали розничные, а АЗС несли убытки, поскольку не желали ввязываться в гонку. В среднем, небольшие компании теряли порядка 1,5-2 рублей на каждом проданном литре бензина. Только ВИНКи (вертикально-интегрированные компании) могли сглаживать эти колебания за счет внушительного запаса прочности».
Если параметры демпфера будут изменены, то оптовые цены наверняка снизятся, отмечает Деев. И тогда хозяевам автозаправовок будет незачем пересматривать свою ценовую политику, а стоимость бензина если и вырастет в течение года, то незначительно.
«С начала 2022 года бензин практически не дорожает, и это стандартная ситуация для зимнего периода: АИ-95 в среднем по России стоит сейчас около 53 рублей за литр, АИ-92 — около 48 рублей, — рассказывает старший аналитик компании Esperio Антон Быков. — Настоящая активность на топливном рынке начинается в марте, одновременно с оживлением экономики и ростом спроса на бензин и дизтопливо. Именно тогда и стоит ждать ценовых скачков. Честно говоря, тревожно наблюдать за событиями февраля, с его геополитическими рисками для курса рубля, а значит, и для бензина. Анонсированных мер явно недостаточно, чтобы предотвратить рост цен».
По словам Быкова, уже сейчас рыночные индикаторы сигнализируют об опасности: с начала года мы видим безумный рост экспортной цены, по бензину он превышает 30%, при том, что оптовые цены стоят на месте. Таким образом, для нефтяников существует огромный соблазн — продавать топливо за границу на 40% дороже. Естественно, никакой демпферный механизм такой разлет компенсировать не способен. А если к этому добавится серьезное ослабление курса национальной валюты, то весной может повториться история 2018 года, когда цены на бензин за несколько месяцев взлетели на 7-8%.
«Механизм демпфера в целом себя оправдывает, позволяя сглаживать цены на длинной дистанции, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Однако в силу своей громоздкости он не вполне гибко реагирует на краткосрочные изменения на рынке нефти. Скорее всего, стоимость бензина будет идти вровень с инфляцией и до конца года вырастет максимум на 6%. В январе инфляция не дотянула до 1%, при этом бензин подорожал на 0,92%, дизельное топливо — на 1,7%».
Вместе с тем, напоминает собеседник «МК», в рамках топливной темы остается один болезненный нерешенный вопрос. Речь идет о компенсации авиаперевозчикам за дорожающий керосин. Эта проблема ведет к росту стоимости каждого рейса и, соответственно, билетов. А государству рано или поздно придется субсидировать авиаперевозки. К сожалению, резюмирует Масленников, действующая в нефтяной отрасли система ценообразования напоминает лоскутное одеяло: куча нестыкующихся друг с другом норм, а единого пакетного решения нет.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.