В России уже не первый год внедряется система цифровой маркировки товаров, позволяющая отслеживать продукцию на протяжении всего пути от производителя до потребителя благодаря системе «Честный знак». Проект реализуется за счет частных инвестиций и принес государству и бизнесу сотни миллиардов рублей. Как «Честный знак» меняет российскую экономику и зачем нужно маркировать игрушки?
Фото: pixabay.com
В своей последовательной борьбе с контрафактом государство намерено сократить объемы незаконного оборота любого товара. Одним из инструментов реализации этой стратегии стала система маркировки. Система под названием «Честный знак» позволяет прослеживать всю цепочку участников рынка по каждому маркированному товару, увидеть его производителя, дистрибьюторов, посредников, конечного продавца, а также наценки на каждой из ступеней. На упаковках лекарств, духов, обуви, молока или сигарет имеется черный квадрат с белыми точками — это и есть код цифровой маркировки, который можно проверить с помощью приложения для телефона «Честный знак» и убедиться, что покупаешь качественный и легальный товар. Несколько миллионов пользователей уже обнаружили сотни тысяч нарушений. Вскоре производители получат доступ к данным о своих товарах, что позволит им анализировать структуру собственных торговых процессов, оптимизировать ее и, в конечном итоге, снижать цены. Маркировка помогает также предотвращать и пресекать преступления, увеличивать прибыль легальных производителей. К примеру, после маркировки шуб выяснилось, что их оборот в России в 10 раз больше, чем предполагалось — почти весь рынок был в серой зоне. Такая же ситуация оказалось и в легкой промышленности, и в обувной, и в фармацевтике.
Также государство планирует маркировку алкоголя и кормов для животных — категорий товаров, в которых подмена ингредиентов, несоблюдение технологий производства и нарушения ради доходов стали обычным делом. А с 1 марта начнется эксперимент по маркировке электроники.
Оператором маркировки в России является Центр развития перспективных технологий, на основе государственно-частного партнерства создавший информационную систему маркировки. Сумма частных средств в проект составляет 250 млрд рублей. Государственные деньги для введения маркировки не используются.
Сегодня стало известно, что также планируется эксперимент по маркировке некоторых детских товаров. Ранее Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (принадлежит АО «Звезда» и ПАО «Детский мир») сообщала, что подделки лицензионных игрушек, в том числе с использованием популярных анимационных образов в минувшем году составил порядка 43-44%, то есть почти половину всего оборота. Из Китая в Россию массово поставляются игрушки из токсичных материалов, а это может нанести вред здоровью детей.
Аналитики юридической фирмы «Городисский и Партнеры» отмечали, что на втором месте после игрушек в контрафакте детских товаров занимает одежда. Как правило, подделку в Россию везут из Китая. Зачастую такой товар попадает на рынок онлайн-ритейла по одной схеме: через заранее созданные юридические лица осуществляется импорт, после чего индивидуальный предприниматель под видом дистрибьютора лицензионной продукции заключает договоры с известными онлайн ресурсами и маркетплейсами.
Разумеется, что система маркировки решит проблему детского контрафакта, однако, как недавно заявляли эксперты НИУ ВШЭ, еще одним эффектом от использования системы становится стабилизация цен. Выяснилось, что маркированные товары стоят меньше и медленнее дорожают, чем немаркированные.
Вдобавок между легальными участниками рынка детских игрушек будет распределено порядка 30 млрд рублей — примерно в такую сумму оценивают рынок нелегальных игрушек в России. Разумеется, часть игроков, работающих всерую, будут легализовывать свой бизнес, что хорошо и для потребителя, и для государства. А те, кто не смогут принять честные правила игры, уйдут с рынка — что тоже не может не радовать.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.