Представители народной милиции ЛНР в последние дни фиксируют, что украинские войска все чаще применяют для разведки турецкие беспилотные летательные аппараты Bayraktar ТВ-2 TB2. Беспилотники, которые в карабахской войне 2020 года нанесли большие потери армянским войскам, замечают все ближе к линии боевого соприкосновения на Донбассе.
Фото: Кадр из видео
«МК», пообщавшись с экспертами, выяснил, насколько присутствие Bayraktar ТВ-2 у границ ДНР и ДНР опасно для защитников непризнанных республик.
Аппараты Bayraktar ТВ-2 Украина закупила у Турции после войны в Карабахе. Тогда в Сети было огромное количество видео успешного их применения для уничтожения армянских танков, орудий, комплексов ПВО. Турецким дронам приписывали чуть ли не решающую роль в победе Азербайджана в той войне.
Украина не только закупила Bayraktar ТВ-2, но и подписала соглашение о создании в Киеве учебно-испытательного центра по обслуживанию дронов. Киев также договорился с Анкарой о лицензионном производстве «Байрактаров», рассматривая их как альтернативу реальной боевой авиации, которой на Украине фактически нет: ВВС представлены исключительно дышащими на ладан самолетами советского производства — МиГ-29, Су-25, Су-27.
Так что же ждать от «Байрактаров» на Донбассе? Грозит ли их появление ополченцам большими потерями?
По мнению экс-начальника зенитных ракетных войск Командования специального назначения (округ ПВО Москвы) полковника в запасе Сергея Хатылева, так же успешно, как в Карабахе, применить ударные беспилотники на Донбассе не получится. Хотя бы просто потому, что Карабах – в основном горная территория. Там Bayraktar ТВ-2 легко было спрятать от радаров, используя рельеф местности, что и делали их операторы.
Донбасс – почти сплошная равнина. Летать над ней так же вольготно, как в горах, 650-килограммовые «Байрактары» не смогут: их легко засечь на большом удалении.
К тому же, подчеркивает Сергей Хатылев, турецкие Bayraktar ТВ-2 – это все-таки малоскоростные цели, с поршневыми, а не реактивными двигателями. Как считает Хатылев, Bayraktar ТВ-2 можно сбить таким средством, как зенитные пулеметные установки. Они обладают сдвоенным стволом и способны вести ураганный огонь.
По мнению Хатылева, если на Донбассе начнется серьезная заваруха с массовым применением беспилотников, которые, кстати, запрещены Минскими соглашениями, то у ДНР и ЛНР очень скоро появятся наши комплексы ПВО «Панцирь-С» вместе с российскими «командировочными» и «отпускниками», а также системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), после чего большинство дорогостоящих беспилотников быстро окажется на земле.
Кстати, высокая цена «Байрактаров» – один из сдерживающих факторов их массового применения на Донбассе. Считается, что один комплекс с несколькими беспилотниками стоит более $10 млн. По некоторым данным, за время войны в Карабахе армяне, при своих не самых больших возможностях, сбили порядка десяти ударных дронов. Даже для благополучного Азербайджана это довольно большие финансовые потери. Но Баку может себе позволить купить новые, а вот Киев – вряд ли.
Изначально сообщалось, что для украинской армии в Турции закупили 12 Bayraktar. Затем Bloomberg сообщил о 20 комплексах. Потеря даже нескольких штук может подкосить украинскую беспилотную авиацию.
В свою очередь, ведущий российский военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский назвал и другие слабые места «Байрактаров», особенно при действиях против армии высокотехнологичного противника, имеющего передовые средства радиоэлектронной борьбы. По его словам, если публикуются видео с беспилотника, значит, такой аппарат имеет так называемый «толстый» канал связи с пунктом управления, по которому в режиме онлайн передается картинка. Этот видеопоток по каналу связи, отмечает эксперт, вскрывается нашими современными средствами разведки легко. После этого сразу прилетает удар по пункту управления. «Подчеркиваю: не по беспилотнику, а именно по его пункту управления», – отметил эксперт. Так что все те видео, что гуляют в Сети, вызывая неподдельный восторг у знатоков-любителей, – это все работа Bayraktar ТВ-2 «в тепличных условиях».
На Украине турецким «Байрактарам» пришлось столкнуться еще с одной непредвиденной проблемой – ужасным состоянием взлетно-посадочных полос. Полос, с которых они могли бы взлетать, – раз-два и обчелся. Практически все аэродромы оказались непригодными для аппаратов такого типа. Бетонные полосы обветшали и обеспечить мягкую посадку дрона не могут. Украинские СМИ пишут, что специалисты жалуются: после трех-четырех взлетов-посадок на турецких чудо-дронах приходится менять шасси. А это – дорогие комплектующие, дополнительные деньги и время.
Командованию ВСУ перед покупкой «оружия победы» никто не рассказал, что в реконструкцию азербайджанских аэродромов Далляр и Гянджа, откуда взлетали Bayraktar ТВ-2 во время карабахской войны, были предварительно вложены огромные средства.
По оценкам специалистов, сейчас на Украине из 24 аэродромов, которые могли бы принимать тяжелые «Байрактары», частично пригодными можно считать только три: Гавришовка в Винницкой области, Борисполь под Киевом и аэродром Краматорска. Два первых находятся слишком далеко от Донбасса.
Прямая зона управления «Байрактаром» – около 150 км. Модификаций, расширяющих зону действия аппаратов за счет спутниковой системы управления, на Украине нет. А потому украинские Bayraktar ТВ-2 сейчас летают на разведку к зоне разграничения в Донецке в основном из Краматорска. Как считают наши военные, если дело дойдет до серьезного вооруженного противостояния, то уничтожить единственный пригодный для Bayraktar ТВ-2 аэродром не составит труда.
Для модернизации ВПП аэродромов нужны сотни миллионов долларов. Денег на это в бюджете Украины нет, спонсоры тоже вряд ли раскошелятся.
Отсюда вывод: Украина в ближайшее время не сможет активно применять свои Bayraktar ТВ-2 на Донбассе. Массовые их потери стали бы слишком явной антирекламой, невыгодной в первую очередь Турции, которая сделала эти аппараты чуть ли не визитной карточкой своего ВПК.
Даже украинские военные поняли, что, купив турецкое «оружие победы», повелись на хорошо раскрученный рекламный трюк. Правда, переживают по этому поводу не все. Те генералы ВСУ и политики, что продвигали эту сделку, чувствуют себя очень даже неплохо – ведь такого понятия, как «откат», на Украине никто не отменял. Более того, они смотрят в будущее, и уже в следующем году собираются купить еще более дорогие беспилотники Akinci. Цена одного комплекса с несколькими тяжелыми беспилотными аппаратами – под $100 млн. Примерно столько же, сколько стоит полноценный боевой истребитель НАТО. Тот факт, что этим дорогущим игрушкам неоткуда будет взлетать, похоже, никого не останавливает, когда речь заходит о личной выгоде.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.