Учителя назвали истинные причины, по которым треть российских школьников плохо учится

Тревожные результаты показало исследование, проведенное экспертами среди учителей российских школ. Почти половина педагогов заявили, что более трети их учеников — слабые. Поговорив с учителями, которые трудятся в школах более 20 лет, «МК» выяснил, в чем реальные причины таких результатов и что повлияло на повальную неуспеваемость детей.

Фото: Елизавета Клушина

В проведенном исследовании приняли участие классные руководители из разных регионов страны. 40% из них признались, что слабых учеников в их классах — больше трети, и еще 18% — что таких почти четверть.

В наше время проблемы в образовании принято списывать на пандемию, однако на самом деле снижение успеваемости случилось не в этом и даже не в прошлом году. Еще весной 2020-го Рособрнадзор сообщал, что каждый третий российский школьник не владеет даже базовыми знаниями по тем или иным предметам учебной программы. Слабыми, по данным ведомства, можно было назвать около 30% школ. Эти данные примерно совпадают с результатами проведенного сейчас — два года спустя — опроса.

В поисках причин мы поговорили с педагогами российских школ, выбрав не топовые, где все как один отличники, олимпиадники и будущие абитуриенты престижных вузов, а обычные — среднестатистические.

— Нужно менять подход. Дети живут в другом формате, более широком, и школа не успевает за временем и только отбивает у детей охоту учиться, — считает учитель начальной школы Людмила Сергеева. — Подростки часто говорят: «Зачем мне слушать скучный урок, если я могу прийти домой и найти по этой теме интересный ролик на Ютубе». Например, на прошлой неделе у нас в школе был так называемый конвергентный урок. Смысл в том, что выбирается тема, которая пронизывает все предметы — физику, математику, ОБЖ, и с этой точки зрения она рассматривается. Хорошо бы делать подобные занятия ежедневными, но подготовка к такому уроку длится почти неделю…

Еще одна причина, по мнению педагога, — в огромной нагрузке детей — репетиторы, спорт, танцы. А вот родительского контроля — нет. И при таких непомерных нагрузках на проблему отсутствия времени накладывается еще одна — слабое здоровье.

— У пап и мам отношение к школе отрицательное, — рассказывает учитель физики Марина Кузина. — В целом они считают, что мы наносим детям больше вреда, нежели пользы, что работаем больше на рейтинг. Обучение же теперь у нас называется «образовательная услуга».

Учитель начальных классов Наталья Николаева обозначила и другие причины.

— С одной стороны, сейчас в школу приходит намного больше первоклашек с родовыми травмами в эпикризе, недоношенных. Много курящих мам. Это, как показывает практика, очень здорово сказывается на успеваемости. Вторая глобальная причина — гаджеты. Малыш еще не говорит, а мама ему телефон в руки. У ребенка развивается «клиповое мышление», не развивается речь. Идет просто запоминание образов, знания у него не глубокие, а поверхностные. Родители водят детей в кружки, но не спрашивают, что они там узнали, а значит, у них нет навыка закрепления информации. Дома и родители, и дети погружены в социальные сети.

По наблюдениям педагогов, лет 20 назад в начальной школе на 25 учеников слабых, неуспевающих детей было максимум 3–4, да и то в основном из-за плохого поведения, и получить «тройку» было позором. Сейчас с «тройками» после 4-го класса выходят 50 процентов школьников. К девятому классу в среднем остается 5–7 хорошистов, а отличников — единицы, впрочем, иногда и ни одного.

Учителя считают, что нужно делать учебный процесс более современным, а самих педагогов разгрузить от заполнения бесконечных отчетов и поддержать современным методическим материалом.

— В японских школах, например, даже стены — рабочие. Ребенок может выйти на перемене в коридор и писать задачки на стенах. И пол — рабочий! — говорит педагог с Дальнего Востока Михаил Олегович. — Это другой уровень совершенно! А у нас, когда учитель показывает презентацию, дети видят, что они лучше учителя умеют это делать.

— Сейчас огромное количество выгоревших педагогов, — отмечает психолог-профориентолог Симона Филимонова. — Что касается социального фактора, то все, что происходит в жизни ребенка, неразрывно связано с жизнью его семьи. Состояние неопределенности и нестабильности последних лет, в котором пребывают родители, отражается на детях. У школьника подростковый кризис, процесс самоопределения, а у родителя в это время — тоже куча кризисов. А нет мотивации — нет «пятерок». От многих 10–11-класников я слышу вопрос: «А зачем учиться?» Знают, что надо поступать в вуз, но у них нет понимания, что будет дальше. Некоторые дети прямо так и говорят: «Мне нужны только те четыре предмета, которые буду сдавать на ЕГЭ», и по остальным хватают «двойки», потому что считают их бесполезными. Вот средняя оценка в статистике и упала.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.