Украине дали шанс изменить исторический процесс на благо себе, а не Западу

Продолжается специальная операция России по установлению безопасной зоны на Украине. Своим взглядом на эти события поделился с «МК» председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества», кандидат исторических наук Константин Могилевский.

Фото: pixabay.com

— Константин Ильич, президент Путин, когда объявил о начале специальной военной операции, сделал небольшой исторический экскурс относительно нашей западной соседки. Вы согласны с его выводами?

— Для меня, как историка, очень важно было услышать из уст президента страны анализ того, как исторически ситуация на Украине развивалась за последние сто лет и особенно последнее 30-летие. Он дал очень качественный анализ, точный, полный.

Собственно, надо говорить о целой серии выступлений на эту тему, начиная со статьи, которая была опубликована в прошлом году.

Что важно? Президент говорил о тенденциях. На мой взгляд, самое правильное отношение к истории, исторической реальности заключается в том, что история — это процесс. Сегодняшний день — это часть исторического процесса. Поэтому для того, чтобы заглянуть в будущее, надо научиться видеть тенденции.

Президент в своём выступлении, посвящённом началу специальной военной операции, даже употребил такой термин: «историческое будущее». Мне кажется, это очень важно. Это важное свидетельство того, что президенту присуще очень глубокое видение исторического процесса.

Если говорить по существу тенденций, которые президент отметил, то становится совершенно очевидно, что на протяжении последних тридцати лет для России увеличивалась угроза со стороны соседней Украины.

Мне кажется, что разумная позиция Запада 30 лет назад могла бы состоять в том, чтобы использовать Украину, как буфер. Была бы действительно нейтральное, не милитаристское государство, в котором не нагнеталась бы искусственно русофобия. Был бы буфер, защищающий от прямого соприкосновения с нами. Но Запад вместо буфера создал из Украины плацдарм для наступления на нас.

И президент очень убедительно объяснил, что нас ждет с этой стороны. Тенденция очевидна. Накачка Украины оружием и воспитание новых поколений в духе ненависти к России, к своему собственному народу неминуемо приведут к нападению на нас.

Я считают очень точной аналогией – события 1941 года. Тогда руководство СССР не заметило, что наша страна становится целью агрессивных устремлений Гитлера и фашистов.

— Исторический процесс, о котором вы говорите, идет под воздействием объективных и субъективных факторов. Ясно, что на Украине последние 30 лет он развивался под влиянием Запада и в его в интересах. И уж, судя по результатам, точно не в интересах самой Украины и украинцев. Так же получается?

— Совершенно верно. В истории действуют люди и очень разные силы. К сожалению, украинский народ на протяжении 30 лет, с момента обретения независимости, стал заложником совершенно негодных руководителей. С разной степенью выраженности самых плохих свойств они, по сути, разбазаривали страну. Всё это время у украинцев не получалось сформировать какое-то нормальное, вменяемое, разумное руководство страны.

Почему так? Наверное, потому что всё-таки не удалось сформировать нормальную государственность. Искусственная государственность, без исторических корней. Государство, сшитое из совершенно разных кусочков, как лоскутное одеяло. Не объединённое вообще ничем — ни общей историей, ни общей идеей, даже языком не объединённое.

Вместо того, чтобы стараться как-то объединить страну, они устраивали практически геноцид русского народа, русских людей на востоке Украины, ущемляли права русскоязычных людей.

Киевские руководители, один не лучше другого, свою страну, и без того искусственную, не крепкую, раскачивали ещё больше и довели до национальной катастрофы. Главными конечно пострадавшими в этой ситуации от действий украинских властей и западных кукловодов оказались простые люди, простой украинский народ.

Здесь масса исторических аналогий. Вот они сейчас возмущаются, переживают, что Запад за них не вступился. Позвольте спросить: а когда Запад вступался за свои восточные окраины? Может, когда в 1938 году в результате Мюнхенского сговора отдал Чехию нацистам? Или в 1939 году, когда направили Гитлера на восток, на Польшу?

Совершенно понятно, что никогда Запад не был готов чем-то серьёзным жертвовать ради своих восточных квази-окраин. Такой вот жестокий урок. Ключевский говорил, что история ничему не учит, но только жестоко наказывает за невыученные уроки. Сейчас история наказывает Украину.

— В таком случае можно сказать, что начатая Россией специальная военная операция даёт шанс Украине изменить исторический процесс, направив его в более выгодное для себя русло?

— Повторюсь, в речи нашего президента очень важен термин «историческое будущее». Это дальние горизонты. Какое это будущее? С какими ценностями? Президент сказал об этих ценностях. На самом деле, они у нас общие.

Он сказал, что важнейшая ценность — это свобода. Важно дать возможность украинскому народу свободно, без навязанных решений и руководителей, без абсолютно чуждых нормальным людям моделей развития, моделей общего устройства жизни принять решение о своём будущем. О будущем государственности. О том, как жить дальше. Это очень важно.

И здесь действительно есть шанс изменить исторические процессы, как это сделал, например, жители Крым и Севастополя в 2014 году.

Для того, чтобы менять ход истории, требуются совершенно незаурядные качества. Нужно для начала историю хорошо понимать, чувствовать. Только тогда, когда человек или страна в целом ощущают свою историческую миссию, ощущают себя в истории, тогда они могут менять эту историю, корректировать процессы, запускать новые.

И в этом смысле, конечно, мы все вместе, как народ — очевидцы и в какой-то степени участники очень крупных исторических событий.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.