Несколько дней в высших эшелонах власти идут разговоры о переводе под внешнее управление производств и филиалов зарубежных компаний в России — тех, которые объявили об уходе с российского рынка. Однако многие эксперты считают, что просто перезапустить иностранные производства своими силами не получится. Мы имеем дело со сложным технологическим процессом, который завязан на множество элементов.
Фото: АГН «Москва»
Главная тема последних дней – уход с российского рынка американского ресторана быстрого питания. Часть экспертов считает, что сегодня создать фастфуд можно и своими силами, однако доктор экономических наук, заслуженный экономист России Сергей Калашников уверен, что это невозможно. Об этом он рассказал в ходе пресс-конференции в пятницу, 11 марта.
– Это определенная вкусо-организационная структура, которую, к сожалению, другими элементами заменить невозможно, хотя все продукты наши, технологии известны, — считает Калашников.
Спорит с собеседником Игорь Бухаров, руководитель Федерации рестораторов и отельеров России: по его словам, проблему отсутствия американских котлет не стоит преувеличивать, хотя определенный культурный феномен здесь действительно существует – этого нельзя не замечать.
– Я не вижу необходимости именно этот фастфуд заменять: за 32 года в Москве научились делать бургеры, у нас много собственных бургерных. Я не уверен, что это нужно перехватывать так же, как в 1917-18 году, когда советская власть перехватывала фабрики и заводы тех, кто покидал Россию. Главное, чтобы фастфуд выполнил свои обязательства перед всеми сотрудниками, ну а дальше рынок сам разберется, — высказывает свою позицию эксперт.
Он подчеркнул, что среди ресторанов изначально американской сети быстрого питания практически нет таких, которые работали бы по франшизе, в отличие от других иностранных кафе и ресторанов. По его словам, те франчайзи, которые вложили деньги, наверняка будут развивать свои предприятия и дальше – тем более, что оборудование, которое необходимо для фастфуда, выпускается и на территории Российской Федерации.
– Да, вкус блюд будет немного другим, но я не вижу такой уж катастрофы. Если кому-то нужен бургер, они найдут его без всяких проблем в любом кафе на территории России. Тем более, что там работают преимущественно студенты, которые без проблем найдут себе место официанта в другом месте, – резюмировал Бухаров.
Действительно, открыть одно кафе вместо другого – казалось бы, невеликая проблема, однако это лишь вершина айсберга. Экономист Владислав Жуковский, член президиума Столыпинского клуба, назвал грядущие проблемы с финансами и предприятиями «ядерными экономическими ударами». По его словам, когда мы говорим об уходе с рынка западных компаний, мы смотрим на проблему не под тем углом – волноваться нужно не о вкусе бургеров, а о грядущей безработице.
– Проблема не в том, нужны ли нам эти компании. Проблема в огромном количестве рабочих мест: сейчас из России уходят 180-200 компаний, а это потери рабочих мест примерно для 16 миллионов человек – все те, которые так или иначе связаны с бизнесом.
Должна работать вся производственно-технологическая цепочка, а поставщики из третьих стран должны согласиться поставлять туда материалы. Здесь есть юридические риски, никто не хочет попасть под вторичные санкции.
Не факт, что это сможет просто функционировать – не говоря уж об удержании стандартов качества и сервиса. Это уйдет на второй план, т.к. покупательная способность россиян неизбежно снизится. Падение экономики будет на 20% или больше – зависит от действий властей, рост безработицы мы ждем почти в двукратном размере. Лично я ожидаю не менее 13 миллионов безработных. И пока что обещания властей и их план не внушают оптимизма, – объяснил Жуковский.
По его словам, покупательная способность россиян снизится уже в ближайшее время, и большая часть людей будет занята заботами о том, как просто накормить себя, а не о том, как получить привычный уровень сервиса. Жуковский подчеркивает, что сделки по национализации – если они состоятся! – могут быть признаны незаконными на Западе, и тогда российские предприниматели рискуют потерять свои зарубежные активы.
Жуковский подчеркнул: не стоит скептически оценивать потери от ухода с российского рынка многих зарубежных компаний по производству одежды, даже если «российские модельеры тоже умеют шить». Дело в том, что уходящие бренды масс-маркета работали в ценовых сегментах ниже среднего – позволить себе одеваться там могли те самые россияне, чьи доходы стремительно падали в последние годы. Поэтому потерю ощутит на себе не только «московский креативный класс», но и абсолютно все слои населения.
– Мы часто произносим слово «национализация», но мало кто понимает, о чем на самом деле идёт речь, – говорит Сергей Калашников, — Внешнее управление и национализация – это две совершенно разные вещи, никак не стыкующиеся.
Национализация предполагает отъем собственности, а внешнее управление – это перехват функционального управления, которое может осуществляться на разном уровне. Оно может быть технологическим, экономическим, директивным. Понятно, что эффект от этих действий будет разный.
«Нарушение права собственности – это серьезная вещь, которая закрывает нашей стране возможность того, что сюда пойдут инвестиции в дальнейшем. К нам просто не вернутся», – высказался экономист.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.