ЕС утвердил уже четвертый пакет антироссийских санкций, а США пребывают в уверенности, что полностью сокрушили экономику России. Однако ответные меры Москвы по-прежнему остаются довольно скромными. В списке запрещенных или ограниченных к вывозу товаров пока только две болезненные для Запада позиции — минеральные удобрения и изделия из древесины. Запретить экспорт зерновых в недружественные государства власти не решились — стране нужна валюта. Но зато пострадали дружественные: союзники по ЕАЭС в ближайшие месяцы не получат российской пшеницы, ячменя и кукурузы.
Стоимость гранулированной древесины для отопления в Великобритании уже выросла на 25%.
Практически сразу после начала военной спецоперации на Украине и последовавших за ней санкций в Кремле заявили, что ответные меры обязательно последуют, а их набор будет зависеть от анализа. «Принцип взаимности, конечно, будет действовать», — заявил 25 февраля Дмитрий Песков, отметив, что российские санкции могут быть как симметричными, так и асимметричными — конкретные шаги должно представить правительство. Однако с тех пор прошло уже больше двух недель, а жестких контрсанкций, которые, как ожидали многие, заставят лидеров недружественных стран если не содрогнуться, то хотя бы умерить свой пыл, до сих пор не последовало. Напротив, США заявляют, что вместе с союзниками уже полностью разрушили экономику России.
Проблема в том, что Москве практически не оставили пространства для маневра. Все, что можно было запретить и ограничить к вывозу из РФ, западные страны уже запретили сами. А введение рестрикций на оставшиеся группы товаров — нефть, газ, некоторые металлы, зерновые — рикошетом ударит и по внутреннему рынку. Пока страны ЕС недрогнувшей рукой штамповали один пакет санкций за другим, в Москве разрабатывали план действий по повышению устойчивости российской экономики. Иными словами: ушли в глухую оборону, а не готовились к контрнаступлению. Как заявил Михаил Мишустин, план был одобрен 15 марта, его главная цель — поддержать российскую экономику и граждан в этот непростой период.
Что касается непосредственно контрсанкций, то из возможного набора ограничений власти пока отважились на два — запретили экспорт отдельных изделий из древесины и приостановили отгрузку минеральных удобрений. Первая мера имеет локальное значение: от нее пострадают в первую очередь ближайшие соседи — Финляндия и Польша, — где эта продукция перерабатывалась. А уже дальше по цепочке другие европейские страны, в частности, где был высокий уровень потребления гранулированной древесины, использующейся для отопления домов. Например, в Британии цены на такое топливо уже подскочили на 25–30%. Приостановка экспорта минеральных удобрений, решение о котором принималось на совещании у Владимира Путина, влечет за собой более масштабные последствия. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, задержки с отгрузкой «могут повлиять на национальную безопасность ряда стран и вызвать дефицит продовольствия для сотен миллионов человек в среднесрочной перспективе».
Однако у каждой медали есть и обратная сторона. Экспорт изделий из древесины был значимой статьей дохода северных регионов страны, за счет него кормилась какая-то часть населения. Быстро найти альтернативные рынки, как и альтернативные бизнесы, на которые в нынешних условиях могли бы переориентироваться предприниматели, по всей видимости, будет весьма затруднительно. Что касается удобрений, то сбои в отгрузке (как реальные, так и создаваемые искусственно в политических целях) по большому счету тоже не в интересах России. Да, цены на продукты питания в Европе будут расти, бюргеры — злиться, а западные политики — нервничать. Но РФ не является монополистом на этом рынке (на российские компании приходится около 25% мирового производства калийных удобрений, 10% — азотных и 20% комплексных), а значит, поставщики из других стран, в частности США, Китая, и Индии, сделают все возможное и невозможное, чтобы занять образовавшуюся нишу. И отвоевать обратно утраченные позиции будет крайне затруднительно, если вообще возможно.
О том, что в правительстве прекрасно понимают имеющиеся риски, свидетельствует решение о запрете экспорта зерновых, которое, по всей видимости, принималось в несколько этапов. Сначала появилась информация, что запрет коснется стран ЕАЭС и будет действовать до 31 августа. Потом стали говорить, что вывоз запретят во все страны, но до 30 июня. В итоге Михаил Мишустин в полночь с 14 на 15 марта подписал постановление, вводящее запрет на экспорт зерновых в страны ЕАЭС до 30 июня. Напомним, что ЕАЭС — это ближайшие экономические (и политические) союзники России — Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. По идее, ограничительные меры к ним должны применяться в крайнем случае, но у чиновников логика, по всей видимости, другая. (Впрочем, как говорят эксперты, в этом сезоне все дружественные страны на льготных условиях уже закупили нужные для собственного потребления объемы зерна, и запрет вводится, чтобы исключить перепродажи, например, из Киргизии на Запад. А новый закупочный сезон как раз начнется в июле — и тогда постановления отменят.) Что касается других стран, то за пределы ЕАЭС экспорт зерна ранее уже был ограничен тарифными квотами и пошлинами, но полностью отказаться от поставок власти позволить не могут — стране как никогда нужна валюта. Однако даже такое «успокоительное» решение кабмина заставляет нервничать как страны ЕАЭС (а что, если после 30 июня запрет не отменят?), так и российских сельхозпроизводителей, которые теперь не знают, чего ждать дальше и как проводить посевную.
Не могут власти запретить, как предлагают горячие головы, и экспорт цветных металлов. Болезненным для Запада будет только дефицит палладия и титанового проката. Тогда как ограничение экспорта алюминия, никеля, меди и т.д. больше ударит по российской экономике, которая просто не сможет переварить выпускаемые объемы на внутреннем рынке.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.