Россия вышла из Совета Европы, не дожидаясь исключения

И все-таки это случилось. Россия инициировала выход из Совета Европы. «Соответствующее письмо Министра иностранных дел Сергея Лаврова вручено Генеральному Секретарю организации», — заявил  вице-спикер Госдумы, глава делегации РФ в ПАСЕ Петр Толстой. 

Фото: AP

Процедура выхода началась, остановить ее теперь вряд ли что-то сможет. И все же она не простая и довольно длительная, она потребует денонсации порядка 80 Конвенций, которые мы заключили в рамках членства в СЕ. Главным же «побочным эффектом» денонсации Россией может стать тот факт, что будет разрушена система ФСИН – управлять колониями и СИЗО станет МВД и ФСБ.

Еще на прошлой неделе МИД России на своем сайте эмоционально заявил о том, что не будет участвовать в Совете Европы. Но одно дело – слова, совсем другое – действия в соответствии с установленной процедурой. Так вот, первым ее шагом является передача заявления генсеку Совета Европы. И вот она, если верить Толстому, уже выполнена.

Следующим шагом должно быть погашение всех долгов России по взносам. Это – ни много, ни мало – около 33 миллионов евро. «В связи с беспрецедентным политическим и санкционным давлением на нашу страну Россия не планирует выплачивать ежегодный взнос в эту организацию», —  пояснил Петр Толстой.  

Начать процедуру денонсации (денонсация — надлежащим образом оформленный отказ государства от заключённого им международного договора) можно тоже только после выплаты долга. С другой стороны, можно ведь сделать это и ненадлежащим образом…

Руководитель международного комитета Госдумы Леонид Слуцкий заявил, что Россия вынуждена денонсировать Европейскую конвенцию о правах человека. Это главный документ, который был принят Россией в рамках членства в СЕ. Но надо иметь в виду, что статья 58 Устава гласит: «Высокая Договаривающаяся Сторона» может денонсировать Конвенцию только по истечении шести месяцев после направления уведомления Генеральному секретарю Совета Европы». Так что по меньшей мере полгода Россия должна будет соблюдать Конвенцию. Но и тут все не однозначно:  наша страна собирается принять свой собственный федеральный закон о денонсации. 

А вообще события могут пойти и по другому пути – Россию исключат из Совета Европы по рекомендации Кабмина в экстренном порядке. И тогда ни сроков, ни выплаты взносов никто требовать не будет. Соответствующий проект ПАСЕ рассмотрит 17 марта. К документу прилагается пояснительная записка, где сказано, что, мол, да, россияне в этом случае потеряют возможность обращаться в ЕСПЧ, но Россия исполняла решения Страсбургского суда неэффективно. 

Выглядит это, честно говоря, как предательство дела защиты прав человека. Россия в последние годы исправлю выплачивала компенсации россиянам по их искам. К тому же для многих людей возможность обращения в ЕСПЧ и признание тем своей правоты могло быть спасительным (позволяло вернуть веру в справедливость).

Еще одна опасность происходящего — все исправительные учреждения могут быть переданы в ведение силовиков. Напомним, что система ФСИН была создана как отдельная от органов следствия. А все потому, что, согласно пункту 71 Европейских пенитенциарных правил, подчинение УИС военному ведомству, полиции или ведомству уголовного преследования не допускается. К тому же в заключении Парламентской ассамблеи Совета Европы от 1996 года закреплено обязательство, согласно которому, цитирую, «управление пенитенциарных учреждений и надзор за исполнением наказаний должны быть переданы в компетенцию Министерства юстиции». 

Но если все соглашения разрушены, то и обязательств больше не существует. А ведь именно о том, чтобы получить полную власть над теми, уголовные дела против кого они расследуют, давно мечтали в МВД и ФСБ. 

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.