Объяснился аномальный спрос в России на электросамокаты и велосипеды

Потребительский ажиотаж в России коснулся и двухколесных средств передвижения. Как сообщили в крупном сетевом маркетплейсе, с 13 февраля по 13 марта их клиенты приобрели на 235% больше электросамокатов, чем за тот же период прошлого года. А на велосипеды спрос вырос на 657% — более чем в семь раз. Даже на фоне ажиотажа последних недель это много. Чего ждать теперь на московских тротуарах и почему спрос на средства индивидуальной мобильности оказался таким высоким, разбирался «МК».

Фото: Наталья Мущинкина

Скачок спроса коснулся всех категорий средств индивидуальной мобильности СИМ (так, напомним, планируют называть самокаты, электросамокаты и другие «недоразумения с электромоторчиком» законодатели). Безмоторных самокатов продали почти втрое больше, чем в прошлом году (+198%), детских трехколесных велосипедов — вчетверо (+309%), роликовых коньков — почти втрое больше (+184%). Возросли продажи всего, что связано с этой сферой, включая запчасти и защитные средства.

Это означает в том числе и то, что на дорогах и тротуарах городов — Москвы в первую очередь — электросамокатов и других подобных колесных средств станет намного больше. Не важно, перейдут ли на электротягу водители автомобилей (из-за дороговизны, например, запчастей и ТО) или пешеходы (для замены общественного транспорта) — главное, что проблема регулирования их трафика обостряется.

В Москве за прошлый год произошло 99 ДТП с электросамокатами (это самый большой показатель в России — следом идет Петербург с 75 авариями). Как на городском, так и на федеральном уровне идет работа по регламентированию движения СИМ — в частности, проект новой редакции ПДД, находящийся на рассмотрении парламента, подразумевает, что при движении по дорогам общего пользования самокатчики должны иметь водительские права, аналогичные мопедным, а по тротуарам нельзя превышать скорость в 20 км/ч.  

Однако даже предполагаемая регламентация устраивает далеко не всех. Так, организации пешеходов настаивают на полном запрете движения самокатов с моторами по тротуарам (или ограничении скорости до пешеходных 5–7 км/ч). Владельцы частных самокатов не хотят смиряться с ограничением скорости (и механизм их принуждения к этому — неясен, ведь номерных знаков и ПТС на самокаты ставить не собираются). Самыми конструктивными оказываются здесь представители прокатных контор — что и понятно: их бизнес напрямую связан с городом и зависит от расположения городских властей.

Прокатные конторы сейчас не просто закупаются самокатами, но и прорабатывают импортозамещение. И в этом ничуть не отличаются от частников, которые перед лицом трудностей усиленно занялись апгрейдом.

— Самые дальновидные закупились велосипедами еще прошлой осенью, ожидалось значительное подорожание, — рассказал Сергей Л., владелец веломастерской в Москве. — Я заранее сделал усиленный запас компонентов «навески» — тормозов, переключателей и так далее. Подорожание объяснялось еще в прошлом году возможным ростом курса доллара и затруднениями в логистике — они были еще до санкций, из-за пандемии. Но то, что происходит сейчас, конечно, оказалось куда сильнее любых ожиданий.

По словам веломастера, число городских велосипедистов растет год от года само по себе, но сейчас, при галопирующем курсе доллара, многие справедливо решили, что любая техника будет дорожать. А велосипед — как раз одно из оптимальных «инвестиционных» вложений, потому что, в отличие от электроники и бытовой техники, он почти не устаревает морально.

— Конечно, за последние 25 лет, что у нас продаются современные велосипеды, многое изменилось — например, число звездочек на задней втулке и каретке, — отметил собеседник «МК». Однако класс компонентов определяется не только этими параметрами, но прежде всего механическим качеством, точностью. Поэтому высококлассная навеска остается высококлассной, пока не износится. Ситуация с рамами — вообще отдельная: то, что было доступно 10 — 15 лет назад в массовом сегменте (легкие и прочные алюминиевые рамы), сейчас перешло в премиум-нишу. В общем, купить велосипед и законсервировать его в инвестиционных целях либо «на вырост» детям — хорошее решение. Только, конечно, это не должен быть дешевый «велосипед из супермаркета».

Значительно вырос спрос и на подержанные велосипеды, и на предсезонный ремонт и апгрейд, рассказал владелец мастерской. «Сейчас у нас очередь до мая, я начал активно давать людям советы и задумываюсь о велоремонтном блоге, потому что мощностей для того, чтобы помочь всем, просто нет», — сказал собеседник «МК».

В сети магазинов бытовой электроники рассказали, что ажиотаж коснулся электросамокатов примерно в той же мере, что других видов техники — например, холодильников или роботов-пылесосов. «Вообще-то, почти всё приходит из Китая, западного импорта тут, в отличие от бытовой техники, практически нет, — сообщил консультант. — Поэтому зачем берут — не знаю, наверное, боятся, что подорожает. Но это вообще они правильно боятся — следующая поставка будет уже по другим ценникам. Ожидаем в двадцатых числах марта».

Долго хранить электросамокат, если он приобретен в инвестиционных целях, можно — но для этого нужно прежде всего отключить аккумулятор, извлечь его из устройства, рассказал мастер по обслуживанию этого вида техники. В таком виде хранение полностью безопасно. Ориентировочно пять лет хранения у устройства есть. Дальше аккумулятор, возможно, придется заменить на более свежий.

Таким образом, некоторые резоны для приобретения колесных средств передвижения в запас точно есть — тем более, что они не так подорожали, как автомобили, и, соответственно, их могут себе позволить обычные люди. И, если задуматься, ажиотаж вокруг велосипедов и самокатов — хорошая новость: если люди покупают их, значит, они боятся «всего лишь» экономических трудностей.  

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.