Госдума собралась принять закон против дискредитации органов власти России за рубежом

Вплоть до 15 лет лишения свободы можно будет получить за распространение фейков не только о Вооруженных силах, но и о деятельности государственных органов РФ за рубежом. Дискредитация деятельности этих органов тоже станет преступлением. Правда, четкого представления о том, что теперь россиянам говорить и писать можно, а что нельзя, нет.

Фото: Геннадий Черкасов

4 марта Госдума в авральном порядке приняла, Совет Федерации одобрил, а президент подписал два закона, которые сразу вступили в силу. В Уголовном кодексе появилась статья, карающая «за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации» об использовании Российской армии (штраф от 700 тысяч до 1 млн рублей или лишение свободы максимум до 15 лет). И еще одна, которая карает за «дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности» (штраф от 100 тысяч рублей, или — до 5 лет колонии). Правда, если за фейки уголовные дела возбуждаются сразу, то за дискредитацию — лишь после того, как в течение года гражданин был наказан в административном порядке: КоАП теперь обещает за это штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

Новые составы уже активно применяются правоохранительными органами. Счет административным делам идет на многие десятки, да и уголовные дела заводятся.

Но не прошло и двух недель, как власти сочли все вышеперечисленное недостаточным. 18 марта думский Комитет по госстроительству и законодательству опросным путем, то есть без личного участия депутатов, одобрил поправки, предложенные группой единороссов — депутатов и сенаторов. Эти поправки внесли в правительственные законопроекты совсем на другую тему, принятые в первом чтении в начале года: один предлагал в КоАП разграничить уголовную и административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а другой — уточнить уголовную ответственность за повреждение лесных насаждений. Такой способ оформления принятых решений позволил, закрыв глаза на требования регламента Думы, обойтись без публичного обсуждения концепции и без официальных отзывов правительства и Верховного суда.

Второе чтение запланировано на 22 марта. Преступлением в результате станет еще и распространение «заведомо» ложной информации «об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации» — «в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». А за «публичные действия», направленные на дискредитацию «исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий» в указанных выше целях, тоже сначала накажут административным штрафом, а на второй раз заведут уголовное дело. Наказания те же, что и за фейки об армии и дискредитацию ее действий…

Но если с фейками все более-менее понятно (практика показывает, что таковыми правоохранители и суд склонны считать информацию, не соответствующую официальной позиции), то с «дискредитацией» деятельности органов власти вопросов больше, чем ответов. Ведь до 4 марта и понятия-то «дискредитация» в российском уголовном и административном праве не было вовсе…

«Распространение заведомо ложных сведений и компрометирующей информации в сложившихся обстоятельствах создает в обществе панический хаос и дискредитирует нашу страну, такие действия недопустимы», — сказала «МК» первый замглавы думского Комитета по госстроительству и законодательству и один из авторов поправок Ирина Панькина («ЕР»). К одной из характеристик дискредитации, пояснила она, «можно отнести подрыв авторитета государственных органов, таких как посольство, Росгвардия, МЧС, прокуратура, действующих за рубежом, защищая интересы нашей страны. Под данные нормы будут подпадать и действия, направленные на подрыв доверия к нашим госорганам и компрометирование их решений».

Еще один автор поправок, глава думского Комитета по информационной политике Александр Хинштейн («ЕР»), в своем телеграм-канале написал, что речи о «цензуре, наказании за инакомыслие или критику власти» не идет. «Закон защищает госорганы (так же как сегодня Вооруженные силы) только за пределами России и только при исполнении ими полномочий по защите интересов страны, поддержания международного мира и безопасности», — говорит он и приводит такой пример: «Если человек публично заявляет, что наше посольство в Вашингтоне — рассадник терроризма и экстремизма, он будет за это отвечать». При этом, обращает внимание депутат, «дискредитация самих органов власти или ее представителей преступлением/правонарушением не является и являться не будет».

Но первый замглавы думского Комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ) в разговоре с «МК» обратил внимание на то, что в формулировках, которыми дополняются КоАП и УК, нет оговорок о том, что защищаются от дискредитации только те госорганы и их представительства, которые физически находятся и работают за рубежом, и потому гражданин может «нарваться» на неприятности, если критикует внешнеэкономическую или внешнеполитическую деятельность какого-то министерства или ведомства, правительства или президента — «например, строительство «Северного потока-2» или многолетние вложения средств Фонда национального благосостояния в западные активы». Причем «дискредитация — это когда распространяются правдивые сведения, но такие, которые компрометируют. Если жене, скажем, муж изменил и об этом стало известно — это ведь компрометирующий факт, хотя и правда», — пояснил он.

Как будет на самом деле — мы узнаем когда законопроекты станут законами.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.