Украинский кризис и его последствия в международном масштабе охватывают все большее количество направлений. Так, 21 марта стало известно, что Россия прекращает переговоры по возможностям заключения мирного договора с Японией. Более того, в российском МИД подчеркнули, что Москва также выходит и из диалога с Токио о налаживании совместной хозяйственной деятельности на оспариваемых японскими властями Курильских островах. Мы обратились к эксперту с вопросом: кто в большей степени проиграет? Парадоксально, но, южные Курилы, традиционно воспринимаемые как яблоко раздора в двусторонних отношениях, были важны для их развития.
Японские бумажные журавлики мира у посольства Украины в Японии. Фото: AP
Согласно заявлению российского внешнеполитического ведомства, меры по отношению к Токио были приняты «с учетом очевидного недружественного характера введенных Японией односторонних ограничений против России в связи с ситуацией на Украине».
Основных шага четыре: во-первых, Москва в создавшихся условиях «не намерена продолжать переговоры с Японией по мирному договору». Имеется в виду как раз вопрос принадлежности четырех Курильских островов: Хабомаи (фактически, это архипелаг), Итурупа, Кунашира и Шикотана.
Во-вторых, Россией «принято решение о прекращении безвизовых поездок японских граждан на основе соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами Российской Федерации и Японией от 1991 г. и о максимально облегченных посещениях бывшими японскими жителями южных Курил мест своего прежнего проживания от 1999 г.».
Третьим шагом стал выход России из «диалога с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах».
Наконец, российская сторона также приняла решение блокировать продление статуса Японии в качестве партнера Организации Черноморского экономического сотрудничества по секторальному диалогу.
При этом, отмечают в МИД, ответственность за все эти меры целиком должна быть возложена на Токио.
С одной стороны, отказ от перспектив мирного договора, в который, похоже, даже в самой Японии не слишком сильно верили, может показаться не самой эффективной мерой. С другой стороны, ведение совместного хозяйства на островах, регулярно ранее обсуждаемое на встреча представителей Москвы и Токио, способно было сгладить острые углы в политическом поле и принести конкретные экономические результаты. И, затрагивая спор о принадлежности южных Курил (в официальной японской терминологии это «Северные территории». — «МК»), старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков в беседе с «МК» отметил: сами по себе переговоры на данную тему создавали позитивный фон для двустороннего сотрудничества. Теперь все эти опции утрачены.
«Дискуссия, активно продвигаемая во времена премьера Синдзо Абэ (бывший глава правительства Японии, покинул пост в 2020-м. — «МК»), касавшаяся территориальных претензий, помогала развивать отношения по всем направлениям, — считает эксперт. — Это было не только торгово-экономическое сотрудничество, но и бизнес-связи, научные, гуманитарные, спортивные, а также культурный обмен. К сожалению, данный переговорный процесс многие воспринимали лишь как попытку решить вопрос по островам. Такой подход неверен, поскольку на фоне контактов были подвижки именно в направлении того, чтобы «затор» на одном треке не мешал взаимодействию в других сферах».
Как считает Олег Казаков, возможное совместное освоение островов, пусть идея такового и имела в своей основе политическую подоплеку, в первую очередь, способствовало бы развитию бизнеса: «Россия от этого бы выиграла, как и Япония, которая, по крайней мере, при таком сценарии смогла бы более комфортно ощущать себя в регионе».
По мнению эксперта, теперь же не выигрывает никто и ни в чем. Если прежние отношения приносили Японии определенные дивиденды, включая получение российских углеводородов, то сейчас Токио придется перестраиваться, что может стать серьезной проблемой. Что касается России, то напряженность в отношениях с японской стороной негативно скажется и на отечественном бизнесе, и на жизни россиян на Дальнем Востоке. «Регулярно проводимые переговоры между Москвой и Токио формата «2+2″ (министры иностранных дел и обороны обоих сторон) позволяли редуцировать напряженность в военной сфере, давая региональным игрокам гарантии сохранения статус-кво. Теперь же, очевидно, Япония станет наращивать сотрудничество с США, острее встанет северокорейский вопрос, и все это не будет способствовать стабильности», — заключает эксперт.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.