Тверской суд Москвы признал деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta, экстремистскими, и запретил их на территории России. Позже в интернете появилось полуофициальное уточнение: мол, заходить на свои странички простые россияне пока могут — например, используя программу VPN, позволяющую подменить IP-адрес на иностранный — и это не будут расценивать как нарушение закона. Стоит ли все-таки рисковать и посещать запрещенные социальные сети, и кого из пользователей могут признать по закону человеком, «поддерживающим экстремистов», «МК» рассказал адвокат Антон Гашинский.
Фото: pixabay.com
— Какие действия обычный россиянин может предпринимать по отношению к Facebook и Instagram, не нарушив закон?
— Это беспрецедентное подобное решение и практика еще будет складываться. По какому она пойдет пути — зависит от правоохранительных органов. Логично предположить, что вряд ли будут возбуждаться уголовные или административные дела по факту наличия аккаунтов в социальных сетях ФБ и «Инстаграм», так как это десятки миллионов дел, и правовая система России на это не рассчитана. Ранее в правоприменительной практике были возбуждены дела в отношении сотрудников «ФБК» (экстремистская организация, запрещенная в России — прим. авт.), «Свидетели Иеговы» (экстремистская организация, запрещенная в России — прим. авт.), и т.п. И практика сложилась таким образом, что за любые действия их последователей или участников привлекали к уголовной ответственности на огромные сроки. Чисто теоретически даже наличие аккаунта в этих социальных сетях после признания Meta экстремистской организацией может трактоваться правоохранительными органами как участие в экстремистской организации (продолжаемое преступление (правонарушение) либо финансирование экстремистской деятельности). Теоретически любые манипуляции с акциями Meta, равно как и владение ими может быть признано финансированием экстремистской деятельности и подлежать уголовной ответственности по статье 282.3 УК РФ, равно как и покупка рекламы в социальных сетях ФБ и «Инстаграм».
— А что касается самих логотипов Facebook и Instagram?
— Действительно, размещение логотипов Meta в других социальных сетях, на сайтах в сети Интернет может повлечь привлечение к административной ответственности за демонстрацию экстремистской символики. По логике правоприменительной практики их размещать нельзя. Аналогично по логотипам ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. авт.) , «Талибан» (экстремистская организация, запрещенная в России — прим. авт.), «ФБК» и «Свидетели Иеговы». Но все это будет возможно после вступления в силу решения суда о признании Meta экстремистской организацией. Полагаю что в ближайшее время правоохранительные органы либо суд выпустят официальное разъяснение по данным фактам (возможно, в cудебном решении). Ведь закон един для всех и выборочного привлечения к ответственности быть не может. Нельзя за одни и те же действия, допустим, участников «ФБК» или «Свидетели Иеговы» привлекать к ответственности, а участников социальных сетей ФБ и «Инстаграм» — не привлекать.
— Новостные каналы ссылаются на некоего прокурора, который говорит, что пользоваться соцсетями не возбраняется. То есть можно продолжать вести свои странички и писать комментарии под чужими постами, да?
— Мнение должностного лица — работника прокуратуры — часто не совпадает с мнением органа, где он работает. В любом случае надо ждать официального разъяснения правоприменительного органа. В случае привлечения к ответственности нельзя будет сослаться на мнение «работника Иванова».
— Если человек продает через Instagram, например, собак или делает на заказ подарки (частным образом) — это запрещено? И будет ли нарушением закона, если певец или артист разместит на своей страничке анонс концерта либо нового музыкального альбома?
— Теоретически запрещено даже заходить в аккаунт ФБ и «Инстаграм», так как это активные действия лица, знающего, что доступ к этим соцсетям Роскомнадзором ограничен и что принято решение суда о признании Meta экстремистской (соответственно, любые действия в социальных сетях ФБ и «Инстаграм» могут считаться участием в экстремистской деятельности экстремистской организации).
— А как фактически можно доказать, что человек «поддерживает экстремистскую организацию» в свете этого решения суда?
— Это даже сам факт входа. Как я сказал выше, в том случае, если заходите с территории РФ через VPN, если знаете о судебном решении о признании экстремистской организации.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.