Готова ли Россия к противостоянию еще и на Дальнем Востоке? Очередной острый вопрос внешней политики, обнажившийся накануне, это тема Курил и резкое ухудшение взаимоотношений с Японией. Причина нынешнего обострения — присоединение японских властей к антироссийским санкциям Запада. Как к этому относятся сами курильчане и насколько изменится их жизнь теперь, мы поговорили с Иваном Кульневым, секретарем Всероссийского движения «3 Сентября — за восстановление дня победы над Японией».
Остров Шикотан. Фото: ru.wikipedia.org
Как многие, наверное, помнят, Россия до сих пор не заключила мирный договор с Японией. Хотя уже почти 77 лет прошло.
В свете последних событий Россия отказалась от любых переговоров с Японией по мирному договору, прекращает безвизовые поездки японцев на Курилы и выходит из диалога о налаживании совместной хозяйственной деятельности на островах.
— Это все правильные действия со стороны России, я так считаю, — говорит Иван Кульнев. — Потому что все, что было сделано Японией против нас за столь небольшой с февраля до середины марта срок, это выходит за любые приличия. Япония первые санкции наложила еще до признания ЛДНР. А 3 марта, как только мы вошли на Украину, они еще и наши активы незаконно заморозили. 7 марта премьер-министр Фумио Кисида в ходе дебатов в парламенте заявил, что «северные территории», так они называют наши Курилы, — исконно их и на них распространяется суверенитет страны. 8 марта состоялось подписание соглашения между Украиной и Японией о военной помощи. А еще тот же Кисида потребовал реформировать Совет Безопасности ООН из-за действий России, и это несмотря на то, что именно Советский Союз когда-то поддержал Японию в ее желании стать членом Организации Объединенных Наций.
Мы считаем, что с нашей стороны должен быть сделан симметричный и бескомпромиссный ответ: объявить 3 сентября в первую очередь днем победы СССР над милитаристской Японией и только потом днем окончания Второй мировой войны. И чтобы завершить эту архитектуру, эту конструкцию, нужно обязательно принять поправку в закон о Днях воинской славы. Ведь этот праздник тоже в него не включен. Была война. Была победа над Японией. Миллион восемьсот тысяч медалей вручили. На протяжении 30 лет общественность бьется над этим вопросом, даже как-то попыталась принять Государственная дума, но Ельцин не подписал. Учреждением дня победы над Японией мы восстановим историческую память и подадим правильный сигнал нашим недругам. Отказ от переговоров по мирному договору реабилитирует статус дня победы
— Как же это так? День победы, возможно, будет, а мирного договора нет?
— Нет мирного договора с капитулировавшей Германией, и что? Мирный договор был в капитуляции. Раз была капитуляция — зачем мирный договор? К тому же мы все понимаем, что заключение мирного договора — это так или иначе убытки территориальные, так что хорошо, что теперь МИД РФ поставил окончательную точку в этом вопросе. А раз нет хороших соседских отношений, то и совместно осваивать территории в хозяйственном плане не следует тоже. Я считаю, что осваивать с ними совместно острова — это акт государственной измены.
— Сурово!
— А как иначе? И те граждане Японии, которые раньше могли приехать к нам по безвизовому обмену, пусть больше тоже не приезжают. Упрощенный порядок аннулирован — и это правильно. Еще — у нас есть соглашение с Японией от 1998 года о некоторых вопросах рыболовства. Почему мы разрешаем им ловить рыбу в наших внутренних территориальных водах? Причем у них для этих целей уведомительный характер, а наши моряки должны получать для ловли разрешение. Их действия напрямую наносят нам экономический и экологический ущерб. Это тоже вопрос национальной безопасности. Эта тема еще в те ельцинские времена поднималась в нашей Государственной думе, информацию передавали в профильные ведомства, первым лицам, но ничего сделано не было. Так до сих пор не прекратили ловить.
— Ну так мы запретим, а они могут нас не послушать. И будут браконьерить тайно?
— По такой логике они и границу нашу нарушить могут. Мы просто не будем продлевать Межправительственное соглашение — это юридический документ, и все. Думаю, проблем не возникнет.
— А сейчас какие-то проблемы на Курилах есть?
— Да, мы на днях подали заявление в нашу Южно-Курильскую районную прокуратуру на правительство Японии. Год назад, в апреле 2021-го, они слили свыше миллиона тонн радиоактивной воды в океан со своей аварийной станции «Фукусима». Предположительно, там могут находиться изотоп водорода (триний), фтор, фенол. Морские ежи гибнут из-за этого! Вымирают! Прошлой осенью находили их с характерными ожогами. Еще и живой кит выбросился на берег в сентябре.
— Ну так вы предъявляете претензии Японии?
— Требуем пока провести прокурорскую проверку. Обидно, конечно. Ведь согласно Декларации 1956 года у нас нормализовалось и добрососедство, и дипломатические отношения восстановились. Этого было вполне достаточно. Все, что мы хотели, — чтобы Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе была дружественной нам, а они заключили в 1960 году договор с Соединенными Штатами, и там сейчас располагаются американские базы. Они так и называли Японию: «непотопляемый авианосец США». Поэтому сегодняшний разрыв ничего плохого на самом деле не дает. У нас и так торговый оборот на нулях. В советское время японцы нам поставляли кондиционеры, современные технологии, а в истории новейшей России — минимум. Зато продолжают требовать Курильские острова. На днях опрос прошел среди их населения, и выяснилось, что 80% японцев высказались за санкции России. Так что хуже, чем есть, вряд ли будет. А нам от дружбы с ними не холодно и не жарко.
…В 2016 году президент РФ Владимир Путин, будучи в Японии, согласовал с Синдзо Абэ, занимавшим пост премьер-министра, текст заявления об условиях и форме совместной хозяйственной деятельности на четырех южнокурильских островах. Однако с тех пор ни по вопросу мирного договора, ни по вопросу совместной хозяйственной деятельности заметного прогресса достигнуто не было.
Получается, что сейчас и так на не слишком активных попытках перезагрузки российско-японских отношений поставлен жирный крест.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.