Производители продуктов попали впросак из-за логотипов запрещенных соцсетей

Производители продуктов питания ломают голову, что делать с товаром, на упаковках которых есть логотипы Facebook и Instagram, признанных в России экстремистскими и запрещенных вместе с Meta. Символика этих социальных сетей присутствует на довольно большом количестве товаров: газировке, снеках, готовой кулинарии, сладостях, молочной и колбасной продукции. Эксперты считают, что изъятие таких товаров из магазинов или заклеивание логотипов приведет к большим издержкам и спровоцирует дефицит продуктов в магазинах.

Фото: Наталья Мущинкина

Ассоциация «Руспродсоюз», в которую входит большое количество известных российских продуктовых брендов, попросила Генпрокуратуру подтвердить право на использование упаковок с логотипами и ссылками на запрещенные в России соцсети. По словам зампреда правления ассоциации Дмитрия Леонова, речь идёт о многочисленных категориях продуктов питания, в том числе, относящихся к социально-значимым товарам первой необходимости. Все эти упаковки с рекламными данными производителей «штамповались» в «мирные времена», когда эти соцсети еще не относились к экстремистским. «В будущем, конечно, поставщики смогут обойтись без данных символов, но проблема заключается в необходимости сейчас спокойно и без санкций реализовать товар в упаковке с данными логотипами, заказанной до официального запрета», — рассказывает Леонов.

Кстати, по информации из регионов, в ряде магазинов, чтобы не нарваться на какие-либо санкции сотрудники вручную заклеивают названия запрещенных соцсетей на упаковках. Но понятно, что такой подход может разово снять вопрос, но не решит проблему принципиально.

«В большинстве случаев объёмы такой упаковки с «запрещенными» логотипами существенны и необходимость замены приведет к приостановке промышленных предприятий и исчезновению товаров из оборота. А требования по заклеиванию знаков приведет к торможению работы всех предприятий и сбоям в отгрузках, — подчеркивает наш собеседник. — При невозможности выработки уже выпущенной или заказанной упаковки с наличием символов, проблема затронет большинство производителей всех категорий товаров».

Ситуация также усугубляется ростом стоимости упаковки — с начала года цены на упаковку из полимеров, картона выросли на 65-95% в зависимости от вида, также наблюдаются сложности с закупкой отдельных видов материала из зарубежных стран, аналогов которой на текущий момент в России не существует.

По мнению «Руспродсоюза», заклеивание или нанесение дополнительных стикеров на упаковку продуктов питания может привести к снижению производительности оборудования, перебоям в складских отгрузках, а также существенным дополнительным трудовым и финансовым расходам.

«В таком случае переделывать надо каждую упаковку. Потратить на это придется сотни миллионов рублей, а может и миллиарды», — говорит член совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк. «Если будет принято решение изъять товар из магазинов, то он, скорее всего, будет отправлен на уничтожение», — продолжает эксперт.

После выхода решения суда о признании Meta экстремистской организацией, принадлежащие ей социальные сети необходимо стало маркировать. Но если в интернете можно просто убрать упоминания об организации и ссылки на нее, с печатной продукцией и продовольственными товарами все гораздо сложнее.

«Потребуется переделать упаковку — убрать символику, что принесет дополнительные затраты. Во-первых, это траты на разработку и утверждение нового дизайна. Во-вторых, на перезапуск производства тары. Последнее — самое дорогое направление.

Как правило, производители заранее заказывают печать больших партий упаковки, чтобы не задерживать производство и сэкономить. Соответственно, на складах уже скопилось много напечатанного товара, за который были отданы деньги, а производство нового — потребует дополнительных финансовых вливаний. Заклеивание же логотипов потребует времени, рабочей силы и материалов», — рассказывает управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко.

Производителям придется подождать разъяснений от Минпромторга, возможно, логотипы самих заблокированных социальных сетей и не будут попадать под запрет. «Руспродсоюз» уже направил письмо в Генеральную прокуратуру с предложением отложить применений санкции за размещение на упаковке логотипов соцсетей, так как в данный момент имеется повышенный спрос на упаковочные материалы.

«Во-первых, запрет на использование логотипов этих соцсетей был достаточно неожиданным, а сам процесс слушаний и принятия решения прошел очень быстро, следовательно, к этому не было возможности успеть подготовиться, — отмечает ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин. — Во-вторых, стоимость упаковки выросла, растет в цене целлюлоза, человеко-часы, эксплуатация оборудования, сырьевые материалы. То есть начать заклеивать логотипы или перевыпускать партии упаковки – это останавливать продажи готовых продуктов, которые в эту упаковку фасуются. Что означает дополнительные расходы и заморозку бизнеса, которая неминуемо приведет к сокращениям и проблемам с платежеспособностью. Ущерб в итоге будет составлять десятки миллиардов рублей».

Товарному рынку был подан очень чёткий сигнал — продукция с маркировкой любого бренда данной организации реализовываться не должна, рассказывает советник по правовым вопросам Юридической группы «Совет» Владислав Журавлёв. Поэтому, по мнению юриста, удаление маркировки с реализуемых товаров, если это не влияет на потребительские качества товара, представляется единственным законным решением. «Если маркировку без существенных повреждений удалить невозможно, товар придётся списать. В противном случае организация может быть привлечена к ответственности на основании части 1 статьи 20.3. КоАП РФ. Взыскание таких убытков с организации, деятельность которой запрещена в РФ, не представляется возможным», — заключает эксперт.

Большинство собеседников «МК» считают, что при любом раскладе нужен временной зазор для изменения упаковки — сейчас не то время, когда предприниматели могут себе позволить резко перезапускать производства, пересматривать контракты, оплачивать массу дополнительных услуг и тем более — уходить в простой. К тому же издержки по смене упаковки все равно лягут на конечного потребителя, а это грозит добавить лишние полпроцента-процент к итоговой стоимости товара.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.