Ограничений для возвращения смертной казни в России теперь нет. Именно так, по сути, ответил зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев на вопрос журналистов про высшую меру наказания. Медведев хоть и юрист, но всех правовых нюансов или не понял, или намеренно не раскрыл. Возможно, потому что ситуация — скажем так, уникальная и деликатная одновременно.
Фото: Михаил Ковалев
Дмитрий Медведев, говоря о ситуации со смертной казнью после выхода России из ЕСПЧ, уточнил: пока все остается как есть, но в случае «изменений в жизни общества» вопрос о высшей мере наказания может быть пересмотрен.
Если говорить о худшем варианте, то часть экспертов считают: есть только один путь возврата смертной казни, и для этого надо — ни много ни мало — поменять Конституцию. Другие убеждены, что не нужно делать вообще ничего, якобы все «инструментарии» для этого в России есть.
Обо всем этом наша беседа с директором Института государственного и международного права, доцентом кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета, криминологом Данилом Сергеевым.
«Спасибо Ельцину за жизнь!»
— Смертная казнь фактически была отменена во времена Бориса Ельцина. Борис Николаевич был ярым противником высшей меры?
— Однозначно. Напомню, что задолго до запрета смертной казни Борис Ельцин подписывал указы о помиловании «смертникам».
— Я встречала в колониях для пожизненно осужденных «смертников», которые до сих пор его благодарят.
— Это правда, он спас многих и многих. На следующий день после вступления в силу нового УИК РФ, а именно 2 июля 1997 года, в «Российской газете» было опубликовано под заголовком «Смертная казнь на весах правосудия» письмо Президента Ельцина в адрес председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева.
— И что там было?
— Он просил рассмотреть в первоочередном порядке законопроект. Вместе с письмом был опубликован сам проект и пояснительная записка к нему. Проект предусматривал, что основанием для исполнения наказания в виде смертной казни будут являться три вещи.
Первое — вступивший в законную силу приговор суда. Второе — заключение Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора. Третье — указ Президента РФ об отказе в помиловании осужденного.
В пояснительной записке к проекту указано, что в соответствии со сложившейся практикой институт помилования распространяется на всех без исключения осужденных к смертной казни, и на рассмотрение Президента поступают дела всех осужденных, ходатайствующих о помиловании или нет. В записке отдельно подчеркивается, что это положение изменится после вступления в силу УИК РФ 1 июля.
— А как именно?
— В отношении 1/5 осужденных, которые ежегодно отказываются от ходатайства, отказ повлечет за собой незамедлительное исполнение наказания в виде смертной казни. Так предусмотрено частью 4 ст. 184 Кодекса.
Письмо Ельцина показывало накал страстей в середине 1990-х., когда Борису Николаевичу — жесточайшему противнику смертной казни — приходилось преодолевать противодействие ее сторонников, в том числе с помощью общественного мнения.
В итоге борьба привела к компромиссу: смертная казнь предусмотрена законом, но на практике ее на неопределенный срок нельзя ни назначить, ни исполнить. Этот федеральный закон, оцениваемый в настоящее время как направленный на изменение института помилования осужденных к смертной казни, изначально все же был предназначен для другой цели. А именно: стать подготовительным звеном к полной отмене смертной казни, гарантом того, что приговоры к смертной казни в России не будут исполняться иначе как по решению Президента, который может фактически на основании измененных положений ст. 184 УИК РФ установить мораторий на исполнение.
Данное обстоятельство было отдельно оговорено в Информационном докладе Комитета по соблюдению обязательств государств — членов Совета Европы: «таким образом обеспечивается применение де-факто моратория на смертную казнь, введенного Президентом Б.Ельциным».
16 мая 1996 года президентом был подписан Указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Российская Федерация до вступления для нее в силу международного договора воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели (в отношении Протокола № 6 объект — смертная казнь, а цель — отмена смертной казни).
Соответственно, на основании законодательства Российской Федерации смертная казнь не могла быть применена с момента подписания Протокола № 6 (16 апреля 1997 года). Это и есть фактически сложившийся мораторий на назначение и исполнение смертной казни до решения вопроса о ратификации Протокола №6. Законопроект о ратификации был внесен Президентом РФ в Государственную думу, однако до сих пор не принят.
— А что с ним?
— По информации, содержащейся в электронной регистрационной карте законопроекта, с 20 января 2004 года документ находится в Комитете Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Была инициатива депутатов В. И. Илюхина и известного отечественного пенитенциариста доктора юридических наук, профессора В. Д. Филимонова касательно внесения изменений в ст. 185 (в части условий содержания осужденных, в отношении которых принято решение о неприменении помилования). Законопроект, подготовленный ими, был принят.
К каким результатам это привело? Во-первых, благодаря этому закону в России не было приведено в исполнение ни одного приговора к смертной казни с 1997 года. Более того, в стране не осталось ни одного лица, ожидающего исполнения смертной казни (к 1999 года все были помилованы).
Можно сказать, в Российской Федерации появился институт так называемого «принудительного помилования осужденных к смертной казни», при котором осужденные к смертной казни могут быть помилованы вне зависимости от наличия соответствующего ходатайства. В материалах специальной переписи осужденных к лишению свободы 1999 года сказано: 12,8% осужденных к смертной казни не обращались к Президенту с ходатайством о помиловании, но они были им помилованы.
Два «часа Х» смертной казни в России
— Некоторые эксперты говорят, что для возврата смертной казни и делать ничего не нужно. Надо только судьям назначать эту высшую меру наказания, а ФСИН — исполнять. Это так?
— Самое парадоксальное, что это мнение имеет под собой обоснование. Вообще, есть два варианта возврата смертной казни. Первый: изменить Конституцию. Второй: ничего не менять в принципе, просто начать применять высшую меру. Но во втором случае это вступит в противотечение с позицией Конституционного суда, и тогда, по идее, мы обязаны вернуться к первому варианту.
— Давайте по порядку. Что у нас говорит о смертной казни современная Конституция РФ?
— Часть 1 статьи 20 гласит: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни». При этом не говорится, какой именно отмены — фактической или юридической. У нас в свое время произошла и та, и другая. Конституцией создала уникальная правовая ситуация. Получается, что без поправок в нее вернуть казнь нельзя.
— А что гласит то самое легендарное решение Конституционного суда, на которое ссылаются, говоря о невозможности смертной казни?
— Постановлением от 2 февраля 1999 года Конституционный Суд запретил назначать наказание в виде смертной казни впредь до учреждения во всех субъектах Российской Федерации коллегий присяжных заседателей. При этом позиция суда не была аргументирована международными актами.
Но было еще одно решение. В Определении КС № 434-О от 17 октября 2006 года суд воспроизвел доводы заявителя, полагавшего неконституционным возможность применения смертной казни после подписания знаменитого протокола № 6 Конвенции о защите прав человека.
И после этого КС неоднократно (к примеру, было решение в 2007, 2008 годах) приходил к выводу, что сложившаяся в стране ситуация со смертной казнью не противоречит международным обязательствам.
Срок введения коллегии присяжных во всех субъектах изначально определялся 2007 годом, потом был перенесен до 2010 года. Но незадолго до «часа Х» Верховный Суд обратился в Конституционный Суд с запросом. И вскоре КС принял Определение от 19 ноября 2009 года.
Там сказано, что в России «сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни». Эти гарантии и режим включают как длительную и последовательную практику невынесения смертных приговоров, которой предшествовала столь же длительная и устойчивая практика президентских помилований, так и данные обещания Совету Европы и подписание Протокола №6, в целом составившие «комплексный мораторий на смертную казнь». При этом Суд признал Протокол №6 «существенным элементом правового регулирования права на жизнь» несмотря на то, что данный документ так и не был ратифицирован.
Подведу итог: фактически КС РФ определением от 19 ноября 2009 года отменил смертную казнь в России. Интересно, что было постановление от 15 ноября 2016 года КС по делу супругов Королевых (Николай Королев был приговорен к пожизненному заключению за взрыв на Черниговском рынке). В нем суд указал, что «В Российской Федерации действует конкретизирующий закрепленные Конституцией РФ гарантии права на жизнь комплексный мораторий на применение смертной казни» и что «пожизненное лишение свободы в настоящее время фактически замещает смертную казнь».
Где искать палачей
— Допустим, смертную казнь вернули. Как бы она исполнялась?
— Начну с предыстории. Редактирование УИК РФ 1997 года началось именно со статей, регулирующих исполнение смертной казни. Еще до рождения Уголовного кодекса в научной среде шла бурная дискуссия о том, к прерогативе какого кодекса — Уголовного или Уголовно-исполнительного — относится установление способа приведения в исполнение смертной казни.
Принятый 13 июня 1996 года УК РФ, в отличие от УК РСФСР, молчал относительно способа исполнения смертной казни, а действовавший на тот момент ИТК РСФСР вообще не содержал норм о порядке исполнения смертной казни.
Профессор Московской государственной юридической академии Ткаченко по этому поводу весьма эмоционально сказал: «Не исключено, что какому-либо начальнику тюрьмы, куда свозятся приговоренные к смерти, придет в голову применить и другой, кроме расстрела, способ лишения жизни осужденного».
— Но такого же не произошло?
— Нет, слава Богу. Ситуация была сравнительно быстро разрешена: федеральным законом от 21 декабря 1996 года был введен раздел VII «Исполнение наказания в виде смертной казни», статья 122 которого установила традиционный для России способ — расстрел. Примечательно, что закон был принят практически одновременно с Уголовно-исполнительным кодексом, однако в нормативных актах существенные различия.
— Какие?
— Основные отличия между исполнением смертной казни по ИТК РСФСР и УИК РФ касаются условий содержания «смертников». В первом сказано, что осужденные к высшей мере содержатся в камерах не более чем по два человека, во втором — в одиночных. Новеллой УИК РФ стало положение о запрете выдачи тела осужденного, в отношении которого приговор приведен в исполнение, а также сообщения информации о месте захоронения.
— Допустим, власти приняли окончательное решение о возврате смертной казни. Поправки в какие законы нужны?
— Поразительно, но весь «законодательный инструментарий» у нас есть. В Уголовно-исполнительном кодексе прописаны пять составов для смертной казни (105 часть 2, 227, 295, 317 и 357). Порядок исполнения приговора полностью урегулирован в УИК (он просто с первого дня в «спящем виде»).
— И где брать «палачей»?
— Это сотрудник ФСИН. Место исполнения — СИЗО или тюрьма. К примеру, в Ростовской области смертные приговоры исполнялись в Новочеркасском СИЗО (там Чикатило расстреляли), в Свердловской — СИЗО №1 города Екатеринбурга. были некоторые другие. Палачи – засекреченные лица, находились под госохраной. Это была не основная их работа. Но после выполнения приговора им предоставлялся дополнительный выходной, и выплачивалась премия.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.