Раскрыта тайна мытищинского стрелка Барданова, 12 часов стрелявшего в силовиков

Год назад в  элитном подмосковном поселке Вешки почти сутки шла война. Хозяин огромного коттеджа и частного зоопарка, пенсионер Владимир Барданов более 12 часов в одиночку вел бой со спецназовцами. Дом был подожжен, хозяин погиб. Но эпопея на этом не закончилась: несколько дней пристраивали экзотических животных, долго спорили, кто будет возмещать родственникам покойного ущерб… И вообще в истории «стрелка» осталось много тайн. Сегодня нам помог их раскрыть близкий друг Барданова, политик и общественник Игорь Никулин.

Фото: Наталия Губернаторова

СПРАВКА «МК»

30 марта 2021 года в 10.10 оперативная группа из числа сотрудников уголовного розыска и ФСБ прибыла к дому 61-летнего Владимира Барданова в поселке Вешки Мытищинского района, чтобы провести обыск – хозяин подозревался в незаконном хранении оружия.

Барданов забаррикадировался в доме и открыл огонь по сотрудникам правоохранительных органов. Штурм особняка длился почти сутки, сопровождался взрывами и перестрелкой, в которой был легко ранен боец Росгвардии.

Ночью в доме начался пожар, который потушили лишь в 5.15 31 марта. После этого в доме было обнаружено тело Барданова.

Журналистов и следователей поразили размеры замка, его внутренние убранство (множество картин, предметов антиквариата и т.д.), огромная территория поместья и мини-зоопарк с дикими животными.

Соратника Жириновского подвела судимость

— Познакомился я с Володей Бардановым в 1995 году в Краснодарском крае во время предвыборной поездки членов ЛДПР. Он тоже состоял в партии. Мы встретились в небезызвестной станице Кущевская. Там Владимира Вольфовича Жириновского принимали люди с очень известными фамилиями, которые стали в скором времени героями криминальных хроник. В частности, Цапки и Цеповязы. Был там и Барданов.

— В каком качестве?

— Я во время избирательной кампании был руководителем штаба по Краснодарскому краю. А Барданов был кандидатом в депутаты Государственной думы от Удмуртии.

— Почему оттуда?

— Такой ему дали регион. Он в тот момент занимался производством видеокассет. Штабы ЛДПР по всей стране были завалены видеокассетами с выступлениями Владимира Вольфовича.

— А как он в партию попал?

— Этого я наверняка не знаю, лично мы познакомились в Кущевке, но по слухам, есть один человек, который его привел к лидеру ЛДПР Известный персонаж на телевидении. Он в 93-м году фактически организовал появление Жириновского на всех главных каналах. Вольфович из каждого, можно сказать, утюга вещал.

— И Барданова он же и привел?

— Да. И Барданов действительно сделал определенную работу для партии. Но, тем не менее, его, как и многих, в последний момент отстегнули от выборов. Вспомнили, что, оказывается, по малолетке у него судимость была.  

Сидел он по почтенной статье — разбой. Он занимался тем, чем позднее «прославился» Тесак (националист Максим Марцинкевич, подозревался в серии убийств, по официальной версии покончил с собой в СИЗО – прим. Авт.) — ловил «на живца» педофилов. Но один педофил оказался со связями, и Вова присел на два года. Было ему в тот момент 16 лет. В 18 он вышел и сказал: никогда больше.

— Я думал, что там просто гоп-стоп был, часы забрали…

— Отобрали часы и по морде дали. Другой бы в такой ситуации на месте жертвы, учитывая его увлечения, постарался бы затихариться, а этот пошел жаловаться

— А как ловили на живца? Тогда же не было переписки, телефонов, соцсетей…

— Был парнишка, который подходил по параметрам под потенциальную жертву педофила. Его пускали вперед, вели, так сказать, а потом разбирались с нехорошим человеком. Как в этом фильме «Забытая мелодия для флейты»: «Мальчик хоть и не нашими методами, боролся за нашу мораль». Вот, собственно, и всё.

— Про заключение Барданов рассказывал?

— Нет, про заключение он не любил рассказывать. Но тюремный опыт давал о себе знать. В ресторане, например, если я ему начинал говорить что-то шепотом, он мне отвечал: когда кто-то шепчет, вся камера слышит, если хочешь тихо, говори вполголоса.

Под прицелом измайловской братвы

— Что Владимир делал после отсидки?

– Освободился и начал мелким бизнесом промышлять. Какой был мелкий бизнес в те годы? Фарцовка в основном. Потом стал видеокассеты выпускать, в политику попробовал сунуться.

Но никаким криминалом заниматься он не хотел категорически, даже в 90-е годы. Я знаю, потому что были предложения.

Девушка какая-то рассказывала — он, оказывается, часами торговал, золотыми поддельными. Продал миллион часов по 10 тысяч долларов. Ну, это называется «слышать звон и не знать, где он». 

Насчет часов подтверждаю, были часы. Вот экземпляр (показывает на руку – прим. Авт.). Купил я их за тысячу долларов. По его версии, это всё настоящее, только без документов, потому что это из Объединенных Арабских Эмиратов по какой-то там ОПЕКовской квоте. В общем, наплел, как говорится. Ну, мне документы особо не нужны были. В конце 90-х был бы товар, а уж документы особенно не смотрели. Но как только мы с ним расстались — часы почему-то остановились. Я их отнес в мастерскую, мне сказали: это не оригинал, это вообще не понятно, где сделано. 

Сразу после того, как с Госдумой у него не получилось, «измайловские» бандиты его и из кассетного бизнеса выкинули. Вот тогда Вова запил, но быстро пришел в себя. Какие-то деньги все же у него остались – на них Володя купил вначале 8 или 10 бензовозов. Потом он стал строить бензоколонки. 

В итоге к году 1997-1998-му у него было 8 заправок в Москве, все под лейблом по джобберскому соглашению (когда известный бренд продает право работать под своей эгидой сторонней компании и обязуется контролировать, чтобы фирма-покупатель реализовывала качественный товар). Компания называлась ЗАО «Тверь-экспресс», он там был генеральным директором, соучредителем была его жена. Потом где-то в районе 2000 года было принято решение: заправки продать и построить два торговых комплекса на Сокольнической площади.

blank Фото: Наталия Губернаторова

— Насколько я понимаю, при строительстве этих комплексов у него возник конфликт с партнерами?

— С одним партнером, неким Александром (фамилия есть в распоряжении редакции – прим. Авт.). Этот Александр говорил: «Я любой вопрос решу». У него был большой административный и криминальный ресурс, он знал Березовского, знал генерала Лебедя, участвовал в его кампании по выборам губернатора Красноярского края. Справедливости ради — он привлек дополнительных акционеров.

— Кого, например?

— Была сожительница одного известного криминального авторитета из все той же «измайловской группировки». Другая была вдовой погибшего бандита, который входил в банду Максима Лазовского (известный российский криминальный авторитет, считался внештатным агентом спецслужб и близким к чеченской ОПГ, кличка «Хромой»).

Но проблема была в том, что друзья, которых подтянул Александр, не собирались ничего инвестировать в этот проект, а просто потихоньку начали скупать доли у других акционеров. Где-то в 2000 году Вова заметил, что они почти захватили контрольный пакет. И тут у них возник некий конфликт, после которого Александр заявил, что, дескать, Барданов украл у него акции. Против Володи возбудили дело о мошенничестве.

— По этому делу Барданова разыскивали?  

— Вначале его арестовали. Он объявил сухую голодовку и где-то дней через 20-30 его отпустили под подписку о невыезде. Но тут уже пошли угрозы от «измайловских» и конкретные требования: «переписывай всё, ты нам денег должен».

— Конфликт в чём конкретно выражался?

— Как только торговые центры были построены, каждый из них приносил по сто тысяч долларов в месяц чистой прибыли. Это уже большие деньги и за них началась борьба. Ситуация была очень плохая – ему угрожали, он завёл себе охрану, но охранников буквально через неделю расстреляли в подъезде. И тогда Вова перешел на нелегальное положение.

— То есть сбежал?

— От следствия он не скрывался. Я его два раза водил в Генеральную прокуратуру, там он давал показания. В итоге из МВД, где расследовали его дело, пришел ответ: дело возбуждено с нарушениями, ход следствия за подписью главы Следственного комитета на тот момент генерала Виталия Мозякова заслушан на оперативном совещании в Главке, принято решение обвинения с Барданова снять и дело прекратить. И будем ходатайствовать перед Генеральной прокуратурой».  

— И дело-то в итоге прекратили?

— Обвинения с Барданова сняли в 2003 году, а дело закрыли в 2005-м или в 2006-м.  

— Владимир еще судился с муниципалитетом…

— Так муниципалитет же в итоге и отобрал у него торговый центр. В общем-то договор-то имел признаки подделки. И, тем не менее, на основании этого договора было сделано свидетельство о регистрации, на основании которого муниципалитет стал хозяином корпуса. 

Помню, где-то в 2004 году было даже распоряжение мэра Юрия Лужкова, который потребовал от главы управы Сокольников отозвать иски и заключить мировое соглашение с инвесторами. Но обязательства чиновников перевесили. Проиграв несколько судов, Володя просто плюнул на это и сказал: «Мне хватит и одного торгового комплекса». Как говорится, всем спасибо, все свободны.  

В ожидании конца света

— Расскажите про Владимира, каким он был человеком? Что у него были за татуировки?

— На руке у него было написано: «Клён» — клянусь любить её навеки. Видимо, это про жену Нину Викторовну. У него четверо детей. Семья порядочная.

Конечно, Вова и попивал, и погуливал, был этаким русским барином. Потому что русский православный человек — он или монархист, или анархист. Вот Вова был анархистом. Он не любил никакую власть и не хотел ей подчиняться. Видимо, события из его молодости его к этому подталкивали.

Но он на самом деле был воцерковленным человеком. Он много раз говорил, что если злой человек тебе пытается что-то сделать плохое, закажи Сорокоуст за его здравие. Вова реально в это верил и, в общем-то, много случаев подтверждали такое. Молился — и люди, которые на него наезжали, как-то уходили с его дороги. То есть я это видел неоднократно.

Он ездил к старцам, у него там старец Валентин такой был, советовался с ним. Он церковь восстанавливал. Поэтому когда про Барданова говорят, что он невменяемый, алкоголик и прочее, — нет, этого не было. У него запой случился только один раз, когда он был просто на перепутье. Но как только он достигал дна, отталкивался и сразу начинал какой-то новый проект. У него получалось, потому что человек он был, безусловно, талантливый. Как говорится, у него было высшее образование, но не было среднего.  

— И как вы думаете, что это всё-таки было в Вешках?

— Я думаю, что это продолжение той давней истории. Потому что где-то в 2001 году как раз посадили этого криминального авторитета из измайловской ОПГ, чья барышня была среди акционеров торгового центра Барданова. И посадили его как раз за торговлю оружием. И то, что спустя 20 лет к Вове такое же обвинение вернулось, наводит на мысль, что всё это не случайно.

Фото: Лев Сперанский

— А Владимир занимался оружием?

— Володя был человек православный. А многие православные люди, в общем-то сейчас апокалиптически настроены. То есть он реально верил, что наступит Апокалипсис, что в стране будет голод, что будут толпы мародеров, которые будут грабить богатые дома. И он просто готовился защищать свой дом в случае чего.  

У вас была, помню, хорошая карикатура в «МК» в 90-е: встречаются двое таких обвешанных оружием, в масках, в банданах: «Ты из незаконных бандформирований?» — «Нет, я из законных». Так что Володя хотел дать отпор незаконным бандформированиям, а пришли законные силовики. Это всё очень напоминает историю 20-летней давности. Ведь когда его в первый раз арестовали, следователь сказал ему: «Переписывай имущество, и будешь на свободе».

— Мне довелось побывать в особняке, когда всё случилось. Откуда у Барданова взялись экзотические животные?

— Животные всегда были у него. Крокодил еще с 2000-х годов жил в квартире у Володи, в ванне. Потом, когда Барданов прятался — а прятался он в районе Видного, снимал коттедж — крокодил уже был метра полтора в длину и уже жил в аквариуме. Володя кормил его рыбой. У него шпага была, он рыбу на эту шпагу надевал и просовывал в аквариум с пуленепробиваемыми стенками. Аквариум ходуном ходил, потому что там силища у аллигатора уже была приличная. Когда Барданов в дом в Вешках переселился, тогда уже и другие животные появились.

— Говорили, чуть ли не жираф у него был?

— Не знаю. Я в 2008 году последний раз был в этом доме, там была только коробка, он его еще не построил. Он показал — «вот участок купил, буду строиться». После этого наши пути разошлись

— А татуировки у него откуда?

— С уголовных лет, когда сидел, думаю. Но на самом деле, не знаю. Я его уже видел с татуировками. Правда, на руках потом он их свел, на кистях.  

— Какие-то распространённые татуировки были? Звезды, например или ещё какие-то?

— Да, звезды были. На коленях, на спине что-то было, на ноге. Конечно, сейчас-то современные футболисты его переплюнули по количеству рисунков на теле. Но в 90-е это производило впечатление. Однажды в бане в Краснодарском крае одна массажистка даже отказалась к нему подойти из-за рисунков на теле, боялась.

— А стоило бояться?

— Да перестаньте! Я по-прежнему считаю, что Володя никакой угрозы не представлял. Ни для государства, ни для окружающих. Он жил спокойно, никого не трогал. Зачем к нему пришли?! Ну да, ну коллекционирует он оружие, ну и что.

— Говорят, Барданов хорошо стрелял?

— Стрелял он неплохо. В 90-е годы мы с ним пару раз ездили на охоту, в тот же Краснодарский край, охотились, в частности, на Красной Поляне, где сейчас Роза Хутор, а тогда там был лес непроходимый, медведи водились. Если человек 10 часов ведет бой и за это время ни в кого не попадает, — это, по меньшей мере, странно. Значит, выстрелы были предупредительные. Но для наших правоохранителей это всё равно. Раз выстрелил — значит, виноват.  

blank Фото: Лев Сперанский

— Какая сейчас ситуация с делом против Владимира Барданова?

— Дело прекратили в связи со смертью.

— Что с его замком?

— Родственники отремонтировали только крышу. Внутри дома по-прежнему разруха, ничего не изменилось после боевых действий.

— Помню, семья заявляла о неправомерных действиях сотрудников. Им возместили какой-то ущерб?

— Нет.

— А со стороны силовиков есть какие-то претензии к родным Барданова?

— Тоже нет. По моему мнению, это лишний раз подтверждает, что дело — заказное. Может, кто-то науськал.

— Что с наследством? Больше никто не покушается на активы?

— Никто не покушается на семью, никаких претензий ни у кого нет. Наследство разделили по закону: половина жене, остальное детям — их четверо. Думаю, Барданов своей гибелью прикрыл семью от криминальных посягательств. По крайней мере на какое-то время.

— Где был похоронен Барданов?

— Старое Николо-Архангельское кладбище. Там родители его жены похоронены. Памятника нет, есть только крест.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.