Брать пример с Югославии предлагают российскому правительству некоторые политологи. Оказывается у этого несуществующего уже государства есть бесценный опыт, который может очень пригодиться нам. Четыре года под жесточайшими санкциями — и ничего. Страна хоть и не процветала, но выжила. «МК» выяснил у политологов, чему нам стоило бы поучиться.
Фото: Global Look Press
23 года назад, 24 марта 1999 года, силы НАТО начали бомбардировки Югославии. Тогда погибло более 2000 мирных жителей. Но до авианалётов были санкции. Сокрушительные и разрушительные. С их помощью Европа намеревалась вынудить Югославию отказаться от поддержки боснийских сербов в войне с боснийцами. Ровно 1584 дня страна, которая расположена в самом сердце Европы, жила в полной изоляции от остального мира. Были разорваны экономические, культурные и научные связи. Экономика Балканского государства была подорвана, если не сказать растоптана. Югославский динар обесценивался с космической скоростью — он просто находился в свободном падении.
По словам профессора НИУ «Высшая школа экономики» Екатерины Энтиной, в страну перестали завозить дизельное топливо, поэтому количество общественного транспорта сократился почти вдвое, а также удобрения — и вдвое упал урожай пшеницы. С полок магазинов исчезли хлеб, сахар, растительное масло и сигареты. Закрылись фабрики и заводы. В 1993 году безработица в стране достигла 39%. Цены на базовые продукты увеличились (это крайне сложно даже вообразить) в миллионы раз. В ежедневном выражении инфляция составляла 65 процентов, то есть цены увеличивались вдвое каждые 34 часа.
— Из-за стремительного обесценивания национальной валюты магазины, рынки и ряд предприятий отказывались принимать динары и вели расчеты только в немецких марках, — рассказывает Энтина.
Санкции очень больно ударили по здравоохранению. В больницах не хватало медикаментов, а в аптеках инсулин продавался по цене трёх средних зарплат. Какой же выход нашли гордые югославы? Трудности их только сплотили.
Народ вернулся к натуральному хозяйству. В сёлах держали коров и поросят, возделывали огороды — тем и кормились. С городах было сложнее, ведь чтобы купить излишки фермеров, нужно было сначала до них добраться, а бензина не было. Правда, тут подсуетились албанцы и румыны. Дешевый бензин и дизельное топливо они продавали югославам нелегально.
А ещё население очень выручали немецкие марки, которые хранились у многих под матрасами. На них можно было купить всё, что угодно.
Махровым цветом расцвела не только контрабанда, но и теневой бизнес. Что сделал Макдоналдс, которому суждено было уйти с рынка? Персонал магазинов просто снял вывески с буквой М и продолжал работать в прежнем режиме.
По словам политолога Григория Миронова, Запад успешно отработал на Югославии сценарий по развалу стран. С этим сценарием он ворвался и в российскую действительность, но несколько просчитался.
— Что простой человек может позаимствовать из югославского опыта? — говорит он. — Опыт ведения натурального хозяйства. Нам не привыкать возвращаться к сохе. А что может позаимствовать экономическая система? Пример дедушки Аврама — так его ласково прозвали в народе.
На самом деле этого выдающегося экономиста звали Драгослав Аврамович. Он смог остановить гиперинфляцию за счёт запуска программы по реконструкции монетарной системы. Кроме того, были выпущены новые динары — каждый приравнивался к одной немецкой марке.
Григорий Миронов уверен, что у россиян и югославов есть одна общая черта — это умение сплачиваться перед лицом внешнего врага. Санкции, направленные на эту европейскую страну, не сломили дух народа. Наоборот, люди собрали волю в кулак и научились выживать.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.