В России «отменили» Фонд национального благосостояния

Фонд национального благосостояния перестал быть неприкосновенной кубышкой Минфина. Введенные против России санкции фактически перечеркнули бюджетное правило, поскольку валютные активы ФНБ оказались заморожены. И вот сейчас правительство своим постановлением закрепило эту данность: дополнительные нефтегазовые доходы не будут аккумулироваться в фонде, а пойдут на текущие нужды бюджета. Иного выбора у властей просто не оставалось.

Фото: Геннадий Черкасов

Действие бюджетного правила, в соответствие с которым все сверхдоходы от импорта энергоносителей перечислялись в ФНБ, приостановлено до конца 2022 года. Дополнительные доходы от продажи энергоносителей попадут на счета Фонда национального благосостояния лишь после того, как из них вычтут суммы, которые понадобятся на «замещение госзаимствований, погашение госдолга, исполнение публичных обязательств РФ в случае нехватки ассигнований, а также на иные цели, определенные правительством». Очевидно, что в текущих условиях вероятность пополнения ФНБ крайне невелика — напротив, объем находящихся в фонде средств будет неуклонно сокращаться. Зато у государства появится дополнительный денежный ресурс в размере 5-6 трлн рублей, направляемый напрямую в бюджет. И, кстати, действие бюджетного правила схожим образом приостанавливалось в «ковидные» 2020-2021 годы.

По данным Минфина, на 1 апреля объем ФНБ составил 13,05 трлн рублей, или 9,8% ВВП, прогнозируемого на 2022 год. Получается, за месяц он вырос, так как на 1 марта аккумулировал в себе 12,9 трлн рублей. Однако, поскольку фонд является частью золотовалютных резервов (ЗВР) страны, его валютная составляющая (кроме юаня), которая числится на корсчетах в иностранных банках, попала под санкционную блокировку. В частности, речь идет о 38,5 млрд евро, 4,1 млрд фунтов стерлингов, 600,3 млрд японских иен. Прочие средства размещены на депозитах в крупнейших российских госбанках, вложены в инфраструктурные проекты и акции. В итоге ликвидная часть ФНБ, которую потенциально можно использовать на текущие нужды, равна в эквиваленте 9,7 трлн рублей.

«Отказавшись от политики накопления, «складирования» финансовых средств в резервы, правительство поступило абсолютно рационально, — говорит завлабораторией структурных исследований ИПЭИ при РАНХиГС Алексей Ведев. — Основная задача сегодня — стабилизировать курс рубля, не допустить девальвации, значительного падения промышленного производства, простимулировать конечный спрос. Мы находимся в условиях крайней неопределенности и тяжелых рисков. Речь идет о чисто антикризисной мере».     

После введения «ядерных» санкций Запада, потенциал падения российской экономики оценивается в 7-10% в текущем году. Смягчить удар позволили бы ЗВР России, но половина этой суммы оказалась заблокированной, отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, приостановка действия бюджетного правила частично решает обе эти проблемы, поскольку дополнительные нефтегазовые доходы (которые ранее уходили в ФНБ) теперь можно направить непосредственно в экономику. Их можно оценить в 4,5-5 трлн рублей, или 3-4% от ВВП. Таким образом, велик шанс сократить экономический спад до 4-7%.

«Многое будет зависеть от ситуации не только в российской экономике, но и на глобальных сырьевых рынках в начале 2023 года, — рассуждает Гойхман. — Базовый сценарий предполагает, что в результате глобальной рецессии, вызванной нынешним геополитическим конфликтом, цены на нефть упадут. Для нас это негативный фактор, который не позволит в 2023 году быстро перейти к восстановительному росту. Похоже, бюджетное правило вновь заработает не скоро. Дальнейшая его судьба зависит от посткризисного характера взаимоотношений с западными странами, поскольку без использования евро и доллара продолжать накапливать столь крупную подушку безопасности будет проблематично из-за санкций и низкой емкости других рынков».

Правительство приняло абсолютно естественное решение, ему приходится действовать по ситуации. Условия изменились радикально, и сегодня нет никакого смысла переводить нефтегазовые доходы в ФНБ по формальному бюджетному правилу, ведь потом все равно придется забирать их оттуда и перераспределять  на текущие нужды, говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. Зачем гонять эти ресурсы туда-сюда, если они в любом случае пойдут на финансирование необходимых расходов — например, на исполнение обязательств перед населением? «Очевидно, что денег понадобится много, проблемы госказны будут нарастать по мере введения новых санкций», — резюмирует Николаев. 

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.