Группа депутатов-единороссов внесла в Госдуму законопроект, который позволяет решить судьбу иностранных компаний, приостановивших или вовсе прекративших работу в России после 24 февраля 2022 года. О национализации речи не идет: в самом крайнем случае после многомесячного внешнего управления бизнесу подыщут нового инвестора или государство выкупит его по минимальной цене.
Фото: Ольга Шуклина
В начале марта в руководстве «Единой России» грозили иностранцам, чьи компании приостановили работу в России, национализацией. А Минэкономразвития тогда же подготовило законопроект под названием «О внешней администрации по управлению организацией»: он готовился к внесению в Госдуму, но по каким-то причинам так до нее и не добрался. Тот, что внесен сейчас, — с тем же названием и местами дословно с первоначальной версией совпадает. А авторами значатся четверо депутатов из «ЕР», ранее не замеченных в интересе к корпоративному праву: Анатолий Выборный и Михаил Старшинов из Комитета по безопасности и противодействию коррупции, Виктор Водолацкий из Комитета по делам СНГ и Олег Матвейчев из Комитета по информационной политике.
Они предлагают разрешить специальной Межведомственной комиссии при Минэкономразвития по инициативе отдельных профильных ведомств или губернаторов заниматься судьбой планирующих уйти с российского рынка или временно не работающих иностранных компаний. В поле зрения попадут те, что на 25% принадлежат иностранцам из государств, включенных МИДом в перечень «недружественных» (в нем 48 стран, в том числе США, все члены Евросоюза, Тайвань, Сингапур, Япония и Великобритания). Россияне — собственники акций, даже если они владеют ими через зарегистрированные в вышеназванных государствах структуры, не в счет.
Такие компании должны еще иметь «существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ или в субъекте». С точки зрения авторов инициативы, это производители социально значимых и товаров первой необходимости, в том числе с регулируемыми государством ценами; естественные монополии; единственные производители определенных видов продукции или единственные поставщики продукции, не имеющей российских аналогов; градообразующие предприятия; и наконец, компании, чье закрытие может привести к техногенным или экологическим катастрофам, к дестабилизации, необоснованному увеличению розничных цен на социально значимые товары и услуги. Впрочем, комиссия при Минэкономразвития вправе будет признать имеющей «существенное значение» и компанию, под перечисленные признаки не подпадающую…
Дальше схема выглядит так. По поручению комиссии ФНС обращается в Арбитражный суд Москвы, и тот вправе принять решение о введении в данной компании внешнего управления. Назначение администрации «со стороны» (из государственного Внешэкономбанка, скажем) допустимо, если прежнее руководство из страны уехало после 24 февраля и фактически прекратило управлять бизнесом. Или если оно после 24 февраля публично заявило о прекращении работы в России, расторгло договора с контрагентами и предупредило об увольнении более трети сотрудников. Или если компания приостановила работу или существенно уменьшила объем производства и продажи продукции…
Причем внешнее управление может осуществляться не только путем посадки в кресло руководителя компании назначенного решением суда человека. Допустима еще передача иностранцами в доверительное управление своей доли в бизнесе и права управлять им, оставаясь собственниками.
Внешняя администрация назначается на срок до 18 месяцев с возможностью продления еще на столько же. Но все может закончиться и раньше, если обстоятельства, ставшие основанием для введения внешнего управления, исчезнут, или прежний владелец созреет, чтобы все продать, или станет ясно, что бизнес не жилец и его ждет банкротство. Если покупателей не найдется, его купит государство «по минимальной цене». Новый собственник обязан будет в течение года не увольнять две трети работников и продолжать работу.
«Мы предоставим возможность иностранным инвесторам «не рубить с плеча» прибыльный бизнес, который они строили в нашей стране», — заявил один из авторов, г-н Выборный. Признав, что предложенные меры «крайние», он оправдал их необходимостью защищать национальные интересы России и права граждан. «Внешнее управление будет вводиться не во всех иностранных компаниях, (приостановивших или прекративших работу. — «МК»), а только в тех, без которых никак не обойтись», — говорит другой автор, г-н Матвейчев.
По сведениям «МК», законопроект согласован с правительством. Председатель Банкротного клуба юрист-аналитик Олег Зайцев считает нынешнюю версию «более гибкой» по сравнению с первоначальной: появился вариант передачи акций в доверительное управление, которого не было ранее, а срок внешнего управления продлен с 6 месяцев до 18 месяцев. «Мы видим некоторое смягчение, что не может не радовать», — отметил он в разговоре с «МК». При этом, по словам юриста, «суть осталась прежней — это не национализация, а альтернатива в виде механизма обеспечения работоспособности бизнеса, в крайнем случае — его продажи».
На вопрос о том, поможет ли предложенный механизм сохранить производство и рабочие места, ведь ситуация остается беспрецедентной и становится все более сложной, г-н Зайцев ответил так: «Я разделяю опасения тех, кто считает, что это может не сработать, но шанс, что сработает, все же есть».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.