Российской нефти стало тесно в хранилищах

«Когда закончится нефть…» Известная песня Юрия Шевчука давно неактуальна. У страны сейчас другая, противоположная проблема: куда девать нефть? В связи с чем все более активно обсуждается идея строительства гигантских подземных хранилищ «черного золота». Соответствующее предложение на днях озвучил, в частности, гендиректор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игорь Шпуров. Насколько продуктивна идея?

Фото: ascf.us

О создании стратегического нефтяного резерва в стране задумались давно. «В настоящее время мы работаем над проектом Концепции развития системы госрезервов, который будет представлен… на обсуждение правительства. В проекте мы ставим вопрос о необходимости создания государственного резерва полезных ископаемых, в том числе запасов сырой нефти…» Эти слова были сказаны почти ровно 20 лет назад — в беседе автора этих строк с тогдашним главой Федерального агентства по государственным резервам Александром Григорьевым.

С тех пор эта тема поднималась много раз, но так и не перешла в практическую плоскость. Новый стимул для реализации идеи придали уже введенные против России и грозящие ей новые экономические санкции, а именно: перспектива полного эмбарго на импорт российской нефти со стороны стран Запада.

«Одно из наших предложений, мы сегодня его обсуждаем везде, на всех уровнях, — это создание подземных хранилищ нефти по аналогии с подземными хранилищами газа, — заявил Игорь Шпуров, выступая на Ямальском нефтегазовом форуме. — У США такие подземные хранилища есть, они создали их давно, в соленосных отложениях, они вмещают в себя около 100 миллионов тонн нефти. Наши подземные хранилища сегодня тоже возможны. В соленосных бассейнах можно создать подобные хранилища либо такой, либо большей мощности».

Для справки: стратегический нефтяной резерв США был создан в 1975 году по решению Конгресса — после нефтяного кризиса 1973 года. Согласно открытым данным нефтяные закрома Америки представляют собой четыре подземных хранилища (так называемые соляные купола), расположенных вблизи побережья Мексиканского залива, в штатах Техас и Луизиана. Полости были созданы искусственно — путем бурения, а затем размыва соленосных отложений. Стоимость строительства — почти 4 миллиарда долларов. Общий объем закачанной в хранилища нефти составляет около 700 миллионов баррелей.

По оценке гендиректора ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», реализовать подобный проект в России можно будет в течение 2–3 лет.

Проблема со сбытом нефти есть, соглашается ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. И в дальнейшем, скорее всего, будет только усугубляться. Правда, эксперт связывает это не столько с санкциями, сколько с мировой экономической конъюнктурой: «Ситуация в глобальном хозяйстве не слишком благостная. Сегодня пришли данные последнего опроса фондовых управляющих Bank of America Merrill Lynch: более 70% опрошенных называют достаточно существенным риск рецессии. Это означает, что спрос на нефть и вообще на все жидкие углеводороды будет несколько снижен».

В связи с этим идея строительства вместительных нефтяных хранилищ экономисту представляется вполне здравой и логичной — как альтернатива консервации скважин: «Расконсервировать потом крайне трудно, это требует затрат и дополнительного времени».

Но воплотить предложение в жизнь, предупреждает эксперт, будет непросто: «Вопрос, как строить, где строить… Все это потребует значительного времени и ресурсов. И разумеется, тщательной экологической экспертизы. Иначе мы можем получить эффект как в Норильске». Речь идет об экологической катастрофе, случившейся в мае 2020 года при разгерметизации бака с дизельным топливом.

Не менее важен, считает Масленников, и другой вопрос: «Ну не продали, ну законсервировали. А дальше что?» По мнению эксперта, весь российский топливно-энергетический комплекс нуждается в масштабной структурной перестройке. Создание нефтяных хранилищ следует поэтому рассматривать лишь как один из элементов этой трансформации.

«Нужно заниматься не только логистикой добытых объемов, но и развитием мощностей по нефтепереработке, — говорит Никита Масленников. — Значит, следующий шаг — расширение соответствующих внутренних производств, которых пока не хватает. Стало быть, нужны дополнительные стимулы бизнесам — создавать и инвестировать в такого рода производства. И много чего еще».

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.