Фурам на смех: запрет въезда российских грузовиков в ЕС создал коллапс

На границе с Латвией и Эстонией в Псковской и Ленинградской областях наблюдаются внушительные очереди из фур. Причина в санкциях, запрещающих грузовикам, зарегистрированным в России и Белоруссии, пересекать территорию ЕС. Производители продуктов опасаются, что логистический коллапс еще впереди, они обратились к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой не вводить зеркальные меры.

По их словам, европейские компании уже отказываются от поставок своей продукции в Россию, опасаясь конфискации транспорта. Ответные меры могут быть объявлены 20 апреля.

Фото: AP

Евросоюз прекратил пропуск автотранспорта, зарегистрированного в России и Белоруссии. Об этом 9 апреля проинформировала пресс-служба Федеральной таможенной службы России. С 16 апреля фурам запрещено находиться на территории ЕС. Запрет не распространяется на грузовики, которые возят непосредственно продовольствие. Продовольствие — да, а вот с ингредиентами и сырьем фуры не пропустят.

Грузовики из России и Белоруссии застряли в длинных очередях на границе, пытаясь покинуть Польшу. Наши производители продовольствия, в свою очередь, предупреждают о последствиях, если российские власти решат ввести зеркальные ограничения. Руководители ряда отраслевых ассоциаций, объединяющих производителей продуктов питания, просят правительство не принимать столь жесткое решение, иначе пищевая отрасль окончательно останется без импортных ингредиентов, — даже тех, которые не попали под запрет.

Вот выдержка из их письма Мишустину (есть в распоряжении «МК»): «На текущий момент наблюдается ситуация полного запрета на въезд большегрузного транспорта с российскими номерами на территорию Европейского союза. При этом европейские транспортные компании воздерживаются от доставки грузов в РФ так как, в ожидании ответных мер со стороны Российской Федерации, видят определенные риски, вплоть до конфискации транспорта европейских перевозчиков на территории РФ».

Производители обратились с просьбой не применять «зеркальные» меры к европейским перевозчикам и обеспечить беспрепятственный провоз продукции, сырья, материалов и комплектующих для пищевой промышленности.

«На данный момент производители продуктов и так испытывают большие сложности с транспортировкой сырья, ингредиентов и необходимого оборудования: нарушена логистика поставок, машины из России и РБ разворачивают, суда в порты не пускают, по фурам из Европы текущий рост цен в евро составляет от 50 до 100% к прошлому году, — отмечает зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. — Однако в случае изменения существующей логистической инфраструктуры ситуация только усугубиться».

Между тем из Европы поставляется большое количество незаменимых ингредиентов для пищевой промышленности. В частности, для выпуска напитков — концентрат соков, составляющие для безалкогольных напитков, хмель, солод, дрожжи для пива. Из Дании, Австрии идут красители, в том числе для детского питания. Германия, Франция поставляют добавки — стабилизаторы, регуляторы кислотности. Великобритания, Ирландия — экспортёры пищевых волокон, крахмалов, Швейцария — бета-каротина, провитаминов…

«На большинстве упаковок в продовольственном супермаркете мы можем увидеть названия этих импортных ингредиентов в составе продуктов, даже производящихся в России. Это может стать «узким местом» в производстве. Вроде бы незначительные товары, но без них затруднительно производить конечную продукцию. А она получает дополнительное значение сейчас в связи с сокращением ассортимента и объёма импорта, уходом многих иностранных компаний из России», — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

Если зеркальные меры будут приняты, проблемы могут возникнуть не только у производителей продуктов питания, но и в автомобильной, химической, многих других промышленностях и сервисах оборудования, считает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. По его словам, обойти ограничения крайне сложно.

«Альтернативные пути доставки с использованием третьих стран есть. Однако, по имеющейся информации, США разрабатывают пакет санкций, которые затронут те государства и компании, которые будут давать России возможность обойти запрет», — отмечает он.

По мнению эксперта, существует три варианта решения вопроса. Первый, это зеркальные ограничения: запрет на въезд на территорию страны автомобилей с регистрацией в странах ЕС, что означает фактически железный занавес с точки зрения товарооборота. Второй вариант — ничего не делать. Но около 11 тыс. водителей работали на направлениях стран ЕС. Многие из них — квалифицированных специалистов — останутся без работы. Третий — «китайский» вариант: разрешить въезд машин с европейской регистрацией на территорию РФ на глубину до 25 км или до первого таможенно-логистического терминала. Дальше — перегруз или перецеп на российского международного перевозчика.

«Это позволит немного сбить цены и даст российским транспортным предприятиям возможность не умереть. Российский, внутренний рынок перевозок уже начинает падать, что говорит о начале серьезных проблемах в экономике. Ожидается, что решение по ответным мерам будет принято не раньше среды, 20 апреля», — сообщил Коваль.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.