Новый закон об иноагентах грозит жестко «стерилизовать» Россию

В абсолютной стерильности, как известно, не живут бактерии, вирусы и прочие враги организма. Но в ней нет и жизни в принципе. Депутаты Госдумы, возможно, плохо изучали биологию, иначе не придумывали бы законопроекты, которые убивают журналистику, а вместе с ней все живое в обществе (без свободных СМИ нет правового государства).

Фото: duma.gov.ru

Новый законопроект об иноагентах позволяет этим статусом наделять любого журналиста (и не только, но его — в первую очередь), если некие силы скажут, что он «находится под иностранным влиянием». Это похоже на вазэктомию (хирургическая операция, которая приводит к стерильности, невозможности иметь потомство), которую «слуги народа» хотят провести со всей страной.

В понедельник, 25 апреля, депутаты внесли в Госдуму законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем расширяется перечень тех, кто может быть признан иноагентом. Главное пугающее новшество — получить статус можно будет без всякого иностранного финансирования. Достаточно будет двух признаков: находится под иностранным влиянием и осуществляет, цитирую, «деятельность по распространению сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а также участие в их создании». Абсолютно все журналисты, как вы понимаете, автоматически подходят под второе условие — в этом ведь и заключается сама профессия. А вот насчет первого — вопрос открытый.

Авторы законопроекта пишут, что под «иностранным влиянием» следует понимать случаи, когда иностранный источник (например, международная организация) оказывает воздействие на лицо, в том числе «путем принуждения и убеждения, а также иными способами». Как на практике стоит трактовать оказание на кого-то воздействия путем убеждения (про «иные формы» даже не говорю) — не ясно. Но зато очевидно, что любая пресс-конференция или заявление международной организации, любой комментарий от ее представителей под это подпадает. Вот, скажем, журналист пишет: «По мнению ВОЗ…», или он указывает: «ООН полагает, что…». Такой журналист, надо думать, по версии депутатов, находится под иностранным влиянием, и он кандидат в иноагенты.

В теории иностранным влиянием можно считать даже цитирование великих мыслителей и ученых. Сослался на Аристотеля, Канта, Эйнштейна — иноагент. А даже если не сослался, но в своем журналистском материале покритиковал власть, что помешает неким силам заявить, что они усматривают в этом «иностранное влияние»? Что это все «следы тлетворного воздействия Запада»? Ничего. Обоснования для этого, уж поверьте, найдут.

Но бог с нами, журналистами. Новый законопроект касается абсолютно всех правозащитников, ученых, педагогов и т.д. Участие россиян в любой международной работе становится просто невозможным. Мы сами себя заключим в столь дикую изоляцию, что не снилась даже СССР. Даже в годы «холодной войны» гуманитарное сотрудничество (научное, профессиональное) развивалось и помогало найти сторонников и вообще создать позитивный образ наших людей. В этом и заключается «мягкая сила». А что будет теперь? Кто нас услышит, если все россияне будут бояться разговаривать и сотрудничать с иностранцами? И как тогда мы сможем изменить печальный всемирный тренд на «отмену русской культуры»? Авторы законопроекта о будущем явно не думают или боятся думать. Как говорил писатель-фантаст Олдос Хаксли, когда человек окружен недоверием, то начинает сам не доверять. В той стерильности, которую депутаты хотят создать, они сами же и не выживут.

Стало известно, что сенаторы называют законопроект преждевременным. Но расслабляться точно не стоит. Другие же предлагают по-настоящему драконовские поправки в законопроект. Одна из них, например, предполагает автоматически считать иноагентами всех работников СМИ, которое уже имеет такой статус. А это сотни, если не тысячи человек.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.