Победа Эммануэля Макрона на выборах президента Франции стала столь же ожидаемой, сколь и протесты в связи с итогом второго тура голосования. Но масштаб антипрезидентских демонстраций, судя по реакции и полиции, и простых граждан, оказался куда большим, чем предсказывалось. Окончание президентской кампании может ознаменовать собой новый взлет «желтых жилетов», которые уже давно готовились к возвращению в общественно-политическое поле.
А экономические проблемы Франции вкупе с непреклонностью Макрона по ряду принципиальных вопросов лишь обостряют ситуацию.
«Долой Макрона, Робина богачей» — один из лозунгов протестующих, основанный на прозвище президента в левой прессе; Robin des Bourges созвучно с Robin des Bois (Робин Гуд по-французски). Фото: AP
Протест: из Сети на улицы
Получив более 58% голосов во втором туре, действующий французский лидер пошел на новый срок — такая ситуация сложилась впервые с 2002 года, когда президентом был переизбран Жак Ширак.
Однако, как и в шираковском случае, повторное избрание вовсе не является показателем устойчивых симпатий населения к главе государства.
Соперница Макрона Марин Ле Пен сумела существенно сократить разрыв по сравнению с кампанией 2017-го (тогда разница составила 32,2%, сейчас всего 17,08%), а почти треть французов просто проигнорировала второй тур (явка едва превысила 71%), не найдя среди двух кандидатов того, кто соответствовал бы их чаяниям.
Красноречиво ситуацию характеризуют итоги онлайн-опроса, проведенного почти сразу после закрытия избирательных участков во Франции. Согласно исследованию, охватившему более 1300 человек (в социологии считается вполне репрезентативной выборкой), как минимум 63% граждан страны не хотели бы видеть лидирующей силой в парламенте «Республику на марше» — макроновскую партию, чье большинство ранее обеспечивало ему почти беспрепятственное принятие решений. Таким образом, назначенные на июнь парламентские выборы уже точно будут непростыми для президента и его единомышленников.
Но еще более ярко, чем статистические данные, о недовольстве Макроном свидетельствуют уличные волнения, вспыхнувшие 24 апреля и продолжавшиеся тут и там всю ночь. Французская полиция, готовясь к протестным акциям, по словам сотрудников правоохранительных органов, не ожидала подобного «размаха».
Протестующие с транспарантами вышли на улицы не только в Париже, но и в Лионе, Монпелье, Нанте, Тулузе и дюжине населенных пунктов поменьше. Естественно, самые масштабные акции прошли в столице, где счет демонстрантов, по данным МВД, идет на тысячи.
Лейтмотив всех акций — выписанный на многих плакатах лозунг «Ни Макрона, ни Ле Пен», выкрикивая который участники манифестаций быстро перевели условно мирные марши в «горячую стадию». Наиболее рьяные протестующие поджигали мусорные баки и провоцировали полицейских на стычки, бросая камни и выкрикивая оскорбления. Изначально число стражей порядка было увеличено с целью пассивного сдерживания акций, то есть просто чтобы не допустить «распыления» шествий по всему городу. Однако в итоге от своеобразной охраны манифестаций полиция перешла фактически к их подавлению: были применены и дубинки, и слезоточивый газ; задержаны несколько десятков человек, хотя, по официальным данным, большинство из них уже на свободе.
Дорожающий бензин — топливо недовольных
Пока до противостояния конца 2018 года, когда по Франции прокатились акции так называемых «желтых жилетов» (по отличительной одежде), дело не дошло. Тогда, помимо газа и дубинок, полиция применяла водометы, а задержания исчислялись сотнями. Со временем те протесты утихли, хотя последующие их «рецидивы» наблюдались при малейшем удобном поводе, будь то антиковидные ограничения или очередные непопулярные инициативы властей.
Теперь же мало кто сомневается — полноценное «возвращение жилетов» не за горами. Если ранее их акции были спровоцированы по большей части ценовой политикой на топливо, то сейчас эта проблема из узкопрофильной (затрагивавшей дальнобойщиков и таксистов) стала всеобщей, и, как следствие, претензий прибавилось.
Бензин и дизель во Франции стремительно, пусть и не американскими или британскими темпами, дорожают, и даже несмотря на популярность электрокаров в стране (а она по числу авто на электричестве или гибридов входит в пятерку европейских лидеров), это ощутимо бьет по кошелькам простых граждан.
В конце концов доставка продуктов от поставщиков до магазина все равно остается завязанной на привычное автосообщение, а надбавка за топливо повышает конечную стоимость товара на полке. Все это усугубляется и непреклонной позицией Макрона по введению эмбарго на энергопоставки из России (Париж в этом вопросе менее сговорчив, чем, например, Берлин) — такой запрет еще больше разгонит топливные цены.
Как рассказала «МК» жительница Парижа Аннетт Моро, за литр бензина во французской столице сейчас приходится платить порой до 3 евро (более 300 рублей), что почти в два раза больше даже сравнительно недавних, январских расценок.
«Сейчас трудно определить, кто «жилеты», а кто нет, — прокомментировала наша собеседница прошедшие в ночь на 25-е протесты и их перспективы. — Недовольны все тем, что выбора не было, мы увидели тех же кандидатов, что пять лет назад, зная, на что они способны. Пока цены на топливо, такси, еду растут, протесты не прекратятся. В соцсетях множество групп, посвященных самым маленьким парижским районам, там описано, когда и где собираться, это все продолжится в мае, и, думаю, полиция не сможет помешать, а только разозлит. Тем более что из других городов в Париж часто приезжают люди на своем транспорте, и сейчас эти (конвои) готовятся».
«Жилеты» на марше»
Действительно, угрозой для столицы Франции является не столько парижский протестный потенциал, сколько мобильность демонстрантов из других городов. Даже в знак поддержки заокеанских протестов — канадских «конвоев свободы» — французские дальнобойщики и фермеры на сельскохозяйственной технике десятками стекались в Париж. Сейчас же речь идет о судьбе собственной страны, а протестующих уже часто в Сети именуют «Жилетами на марше», иронизируя над названием макроновской партии и намекая, что «жилеты» — это и есть Республика.
Экономические трудности идут в комплекте и с рядом сомнительных социальных инициатив Макрона, в частности, по поводу повышения пенсионного возраста до 65 лет. Несмотря на то что уступки в этом вопросе (а на нем пытались сыграть все кандидаты в президенты) могли бы снизить напряженность, президент остается на удивление непреклонным, аргументируя свою позицию уже экономической целесообразностью.
Успокаивает противников пенсионной реформы лишь то, что процесс этот полностью должен быть завершен к 2031 году. То есть заключительный этап придется уже явно не на макроновский срок — президент Франции не может переизбираться два раза подряд.
Конечно, Макрон пытается по мере сил и «умаслить» электорат. Так, говоря о проблемах с топливом, он пообещал субсидировать цены на бензин и дизель — определенный процент от стоимости на заправках будет оплачен государством. Подобный опыт уже начали использовать власти Испании на фоне протестов там, однако дотационная программа пока в силе лишь до июня: после в бюджете просто не останется денег на компенсации. Французский лидер также пообещал, что не станет продвигать непопулярные реформы исключительно президентскими указами, но будет всеми силами добиваться согласия парламента — то есть о принципиальном смягчении политики речи не идет.
В этом контексте борьба «жилетов» уже выходит за сугубо экономические рамки, приобретая конкретный политический оттенок. На пользу движению, считают его представители, сыграло то, что раньше рассматривали как недостаток — его децентрализованность, а значит, способность вобрать в себя любые протестные силы.
«Жилеты» используются уже как имя нарицательное для всех протестующих против Макрона», — подчеркнула Аннетт Моро. Ей вторит и участник демонстраций в Тулузе Рене Креп. «Мы выходим (на улицы) за достойную жизнь, а не за топливо», — заявил он одному из французских телеканалов.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.