Папа римский Франциск высказался на днях о ситуации на Украине. Но высказался несколько туманно. Понятно только одно – он осуждает сам факт конфликта, гибель людей и ратует за скорейшее установление мира. Президент Всероссийской полицейской ассоциации, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор генерал – лейтенант Юрий Жданов рассказал, что на самом деле хотел донести до людей глава Римской католической церкви.
Фото: Global Look Press
— Юрий Николаевич, где, когда и что говорил понтифик?
— Он выступил 3 мая 2022 года в итальянской газете Corriere della Sera. В интервью папа Франциск поведал, как ему тяжело говорить о том, что творится в сердце Европы. Речь шла о вооруженном конфликте на Украине. Он рассказал о своих усилиях в направлении мирного процесса, которые он предпринимает вместе со своим министром иностранных дел Святого престола — госсекретарем Ватикана — Пьетро Паролином. Посетовал, что ему пока не удается добиться минимума — хотя бы временного прекращения огня. Мол, звонил и Зеленскому, и Путину, общался с патриархом Кириллом, даже выражал свою готовность приехать в Москву. Но, опасается он, что Путин «не сможет и не захочет пойти на такую встречу в данный момент».
— Похоже на «дежурное» миротворчество. Чтобы просто как-то отметиться. Не помню, пытался ли Ватикан повлиять на Минский процесс. Может, что-то произошло? — Вот тут вы не правы. Святой Престол никогда и ничего не делает «ради галочки». Он пристально наблюдает за всеми мировыми процессами и старается на них влиять. Разумеется, в свою пользу. Но далеко не всегда вмешивается в них явно и активно. И в данном случае — да, я с вами согласен, — что-то произошло. Скорее всего, специальная военная операция на Украине, проводимая Россией, пошла не так, как предполагалось в Ватикане. И, видимо, возникла угроза позициям католической церкви. В Ватикане посчитали, что католики — а их в мире полтора миллиарда — не поймут, если папа не выскажется по поводу сложившейся ситуации. Ватикан просто не может позволить себе потерять или хотя бы ослабить влияние на свою паству.
— Видимо, католики стали понимать, что их вот-вот втянут в ненужную, но масштабную и самоубийственную бойню?
— Да, и католикам нужно точно ясно понимать, надо ли им это. А если надо — получить благословение наместника Бога на Земле.
— Ну и как, папа готов благословить?
— Надеюсь, что нет. Он пустился в пространные рассуждения с нотками увещевания. Вот только кого он увещевает? Так, он рассуждает о корнях конфликта, сомневается в необходимости поставок оружия на Украину. Мол, как следует отнестись к массовым поставкам оружия на Украину со стороны западных наций? Этот вопрос, считает он, раскалывает и сообщество католиков, и сообщество пацифистов, причем во всем мире. Папа Франциск утверждает, что всегда отвергал гонку вооружений, был против наращивания производства оружия — ведь оно приносит смерть и страдание, а сегодня его поставляют «украинскому сопротивлению».
— Получается, что папа против западных поставок оружия на Украину? Или нет?
— А этого никто не понимает! И он в том числе. «Я не знаю пока, как ответить на вопрос о поставках оружия. Я не могу сказать, справедливое ли это действие — вооружать украинцев», — размышляет папа в интервью.
И вот еще показательная цитата: «Но вот что точно ужасно: сейчас именно на Украине испытывают оружие… Мы это видели перед Второй мировой войной — в испанскую гражданскую испытывалось то самое оружие, которое потом применили обе стороны в мировом конфликте. Торговля оружием — это скандал, мало кто в этом сомневается». Также он считает, что на Украине конфликт создан внешними силами. Единственное, в чем можно обвинить украинцев, утверждает Франциск, они поддались этим внешним силам и жестко реагировали на ситуацию в Донбассе. Вот и пойми этого папу.
— Но мне почему-то кажется, что папа Франциск, все-таки, считает виновником конфликта и Запад. По его словам, он не исключает, что «лай НАТО прямо у дверей России» спровоцировал российское руководство на конфликт. Он назвал поведение НАТО «лаем». Это ли не выражение своей позиции?
— Вот и вы тоже повелись на это упоминание про лай. С чего вы взяли, что в устах Франциска слово «лай» несет негативный оттенок?
— Ну, как же — лают собаки…
— Чем вам не нравятся собаки? А еще они не только лают, но и вынюхивают недругов и рвут их клыками. К чему это я? Нынешний понтифик — генерал, то есть действующий глава Ордена иезуитов, «Общества Иисуса». Но себя они — как и представители другого католического ордена доминиканцев — считают, как мне кажется, «псами господними», призванными находить и выгрызать ересь. А псам, как известно, свойственно лаять. Так что в устах папы римского, «лай» — вовсе не ругательство, а совсем наоборот. И если я не ошибаюсь, он отнюдь не осуждает этот лай НАТО. Он всего лишь в опасливых сомнениях спрашивает себя — не спровоцировало, мол, это подзаборное тявканье гнев России? Может, где-то переборщили и надо укоротить поводки разбрехавшихся шавок? Как бы палкой по загривку не получить. Вот это — по-иезуитски! Но конкретики и однозначности в оценках и позиции такого папы нет и никогда не будет.
— Вы подозреваете понтифика в лицемерии?
— Боже упаси! Папа Франциск очень аккуратно, с сохранением лица, посылает нам недвусмысленный сигнал о готовности здравомыслящих сил Запада, вопреки «ястребам», договориться с Россией. Делает он это вполне искренне. Ему просто некуда деваться. И это очень ценно, протянутую руку отвергать нельзя. Другое дело, пожимать ее надо очень аккуратно.
— Что вы имеете в виду? Всяких там отравителей из семейства Борджиа?
— Это вы зря, у каждой страны есть свои скелеты в шкафу. Можно вспомнить нашего Ивана Грозного, да и Романовы не ангелы, есть детективные сюжеты. Но я о другом. Франциск рассказывает в интервью о своем 40-минутном разговоре по связи через систему Zoom с патриархом Кириллом. Выслушав от нашего патриарха аргументы насчет военных действий, он ему сказал: «Брат, я в этом ничего не понимаю. Мы с тобой — служители Бога, а не слуги государства. А потому не можем использовать язык политики, а только язык Иисуса»…
Кроме того, папа упомянул о возможности встретиться с патриархом Кириллом в Иерусалиме 14 июня. Речь идет о второй личной встрече тет-а-тет после Кубы.
— Как вы думаете, о чем мог бы пойти разговор на этой встрече, если бы она состоялась?
— Надеюсь, что не только о богословских проблемах. Полагаю, понтифику действительно есть, что донести до российского руководства с помощью патриарха. И, судя по его инициативе, это очень важно и срочно. Тем более, что среди его паствы — католик Байден и многие лидеры демократической партии США.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.