Президент объявил о 10-процентной индексации с 1 июня пенсий и МРОТ, о росте ряда других социальных выплат. В какой мере это соотносится с нынешними финансово-экономическими возможностями государства? Власть делает все, что в ее силах, чтобы поддержать граждан, наименее защищенные слои населения в нынешнее непростое время, или же, деликатно выражаясь, остаются резервы роста? На вопросы «МК» отвечают эксперты.
Фото: Геннадий Черкасов
Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ:
— Начнем с того, что такие решения никогда не принимаются без понимания, выдержит ли это бюджет. Любая индексация — это обязательство длящегося характера. Поэтому исходят из расчетов, связанных с наличием в федеральном бюджете необходимых средств. Бюджет за первый квартал оказался профицитным — по причине того, что конъюнктура на экспортируемые Россией товары очень высока. Поэтому возможности для индексации есть.
Необходимость в этих решениях точно назрела. В том числе в силу необходимости поддержать наших производителей — чтобы не обвалились объемы производства, не росла безработица, не сокращался ВВП. Единственный способ для этого — поддержка доходов населения.
Могла ли индексация быть большей? Нужно учитывать не только возможности бюджета, но и влияние денежной массы на инфляцию. Товарный рынок сегодня нестабилен, идет его реструктуризация. Часть товарной массы «вымылась». В этих условиях попытка «закачать» в экономику слишком большое количество денег приведет к тому, что возникнет эффект дефицита. Каким образом он будет реализован компаниями? Они просто поднимут цены!
Поэтому необходима размеренная политика — такие параметры индексации, которые не позволяют разогнать инфляцию.
Игорь Николаев, доктор экономических наук:
— 10-процентов — это хорошая индексация. Бывали годы, когда индексация намного сильнее отставала от инфляции. Конечно, мы так устроены, что в том, что касается пенсий, зарплат бюджетников, социальных пособий, верхней планки не бывает. Чем больше, тем лучше. Еще лучше было бы, если бы повышение составило 12, 15 процентов… Но нудно быть реалистом. По всей видимости, это максимум того, что могли в нынешней ситуации сделать власти.
И очень хорошо, что это делается сегодня. Чем дальше, тем решение о достойной индексации было бы принять сложнее. Потому ситуация экономике оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Бюджет этого года будет дефицитным. Мы видим, как стремительно тают деньги в Фонде национального благосостояния.
Напомню, что на 1 апреля ФНБ насчитывал чуть больше 13 триллионов рублей. С тех пор он похудел 2 триллиона 47 миллиардов. И если такими темпами он будет худеть и дальше, — плюс там еще далеко не все деньги можно использовать, — то загашника у нас скоро не останется.
Если бы решение отложили, допустим, на конец года или растянули по времени — сейчас, мол, дадим немножко, а потом побольше, — то в этом случае более-менее хорошей индексации, боюсь, не получилось бы.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.