На 1 июня намечен первый после пандемийного перерыва прямой рейс из России в Туркменистан, билеты уже в продаже. С этого дня каждую среду лайнер туркменской авиакомпании будет доставлять россиян в экс-советскую республику, за 30 лет своей независимости обросшую самыми невероятными слухами. Стоит ли посещать столь неоднозначное и закрытое для мира место с туристическими целями? И как туда попасть, чтобы не пропасть, мы выяснили с помощью экспертов.
Фото: Global Look Press
— До 1 июля, правда, прямые перелеты будут только по маршруту Казань — Туркменабад, — рассказывают в турфирме, работающей с Туркменистаном. – Но и это прорыв, так как туркменский авиапарк состоит из американских самолетов, которым производители всячески препятствуют в сообщении с РФ.
По словам осведомленных источников, планы у туркменского перевозчика самые радужные: с 1 июля открыть полеты из Казани в столицу Ашхабад, а там уж и до Москвы с Питером недалеко.
— Билеты пока довольно дорогие, более 8 тыс манат (свыше 100 тыс руб), это даже дороже, чем попасть в Туркменистан через Стамбул, — признают в турфирме. – Но это изменится к концу июня. Туркменистан может быть очень любопытным для туриста. Тот же Туркменабад, куда полетят борта из Казани: это второй по величине город Туркменистана на реке Амударья. При СССР он назывался Чарджоу и считался самым интересным местом региона для историков и археологов: на его месте в древности было городище Амуль — важнейший «хаб» на Великом Шелковом пути.
— Разве туристов пускают в Туркменистан?
— Официально пока не сняты ковидные ограничения. Но на деле иностранных гостей сейчас пускают ровно столько, сколько пускали до пандемии. Гигантского турпотока там, конечно, нет, но туристы есть. Вы удивитесь, но туры в Туркменистан, помимо арабских шейхов, больше всего востребованы у американцев, британцев и ирландцев. Россияне тоже могут приехать и отлично провести время, надо только знать некоторые тонкости.
Если верить экспертам, экс-советская Туркмения – страна чудес и парадоксов во многих сферах, и туризм не исключение. До пандемии Туркменистан, позиционирующий себя как государство «светское и нейтральное», утверждал, что открыт для туристов со всего мира. Сейчас туркменские власти заявляют, что только «рассматривают снятие ковидных ограничений». А на деле в месяц в страну въезжает и выезжает ровно то же небольшое количество туристов, что и до пандемии.
— Просто не все знают, что надо получить приглашение от частного лица или организации, — говорят в турфирме. – Мы как раз этим и занимаемся – приглашением и визой. После пандемии к загранпаспорту надо иметь только сертификат о прививке (российская вакцина признается), или справку об антителах.
По словам турагентов, единственное, чего не покажут гостю в Туркменистане – это жизнь обычных граждан, которая, мягко говоря, не блещет достатком. Но большинству путешественников это и не нужно, благо сама туркменская земля хранит предания похлеще любых современных реалий. Помните золотистые барханы и нереально синее небо в фильме «Кин-дза-дза»? А белоснежный песок на пронзительно-лазурном каспийском берегу, по которому вел жен Абдуллы красноармеец Сухов из «Белого солнца пустыни»? Это не декорации, а реальные туркменские пейзажи, которыми и сейчас можно полюбоваться.
Первым государством на земле современного Туркменистана была Парфия со столицей в городе Ниса (так по сей день называют туркменские отели и рестораны). После падения Парфии ее земли перешли к персидским правителям Сасанидам, став частью Ирана. На туркменской территории археологи обнаружили следы динозавров, неандертальцев и мезолитическую пещерную стоянку Джебел. Во все эти места можно съездить и вволю нафотографироваться на фоне окаменевших, но прекрасно сохранившихся следов древних людей и ящеров.
Тех, кто представляет Туркменистан чем-то вроде Северной Кореи, очень удивляют постоянно живущие в Ашхабаде (ныне Ашгабат) иностранцы – европейцы и американцы, чаще айтишники.
— Если зарабатываешь не в Туркменистане, а удаленно в своей стране, здесь просто рай на земле! – делятся они. — Беломраморный город весь в золоте, зелени и фонтанах – и ни души! Только белоснежные лимузины на идеальном асфальте, магазины ломятся от изобилия, а покупателей нет!
Это, увы, не миф, а реальность: у рядового гражданина Туркменистана так мало денег (средняя зарплата — $30) и так много запретов, что на улицах столицы гость его не увидит. Сначала даже кажется, что город не настоящий, а интерактивная презентация для любопытных туристов. Среди беломраморных дворцов ходят единицы избранных (женщины в длинных национальных платьях, мужчины в костюмах в любую жару), олицетворяющих три «Д» Великой туркменской мечты – достоинство, достаток и добродетель. Но от иностранцев обоего пола никакого специального дресс-кода здесь не ждут: гость в Туркменистане всегда прав, а гость с деньгами почувствует себя здесь настоящим падишахом. Для обладателя твердой валюты местные радости обойдутся в сущие копейки — фрукты, овощи, парное мясо, текстиль и трикотаж из местного хлопка такого качества, что экспортеры считают его вторым туркменским богатством после газа. В туркменской столице имеется экзотическое Минковра — министерство Туркменского Ковра, контролирующее их вывоз за границу. Без разрешения этого ведомства и уплаты специального налога знаменитый туркменский ковер ручной работы домой не увезти. Но хлопоты стоят того: за пределами Туркменистана эти изделия мигом дорожают в десятки раз.
Туристам непременно покажут памятник книге, написанной первым президентом страны, называвшим себя Туркменбаши (глава туркмен), а вот про кратер Дарваза никто даже не обмолвится, пока вы сами не спросите. Дело в том, что простые туркмены не считают его достопримечательностью, так как не понимают, почему отверстие посреди бескрайних песков вот уже 52-й год само по себе полыхает огнем.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.