Житель Краматорска описал обстановку перед штурмом: «Газ отключили, топлива нет»

Когда Красный Лиман перешел под контроль армии ДНР и России, до Краматорска, который в годы СССР был одним из крупнейших промышленных центров Украины, российским силам осталось пройти 40 километров. Пока еще есть связь, корреспондент «МК» пообщался с краматорчанином, имя которого, по понятным причинам, называть нельзя. Наш собеседник раскрыл истинное положение дел в городе.

Фото: Global Look Press

— Расскажите что у вас с продовольствием, медикаментами? Общественный транспорт ходит без перебоев?

— На сегодняшний день ситуация в Краматорске достаточно напряженная. Практически ежедневно звучит сигнал воздушной тревоги, и слышатся артиллерийские залпы.

С 21.00 до 5 утра действует комендантский час, жителей заставляют соблюдать режим светомаскировки.

Однако сам город живет мирной жизнью. Работают отдельные магазины и аптеки. Мелкий бизнес столкнулся с тем, что нужно как-то выживать. Люди ищут возможность заработать на жизнь. Коммунальный общественный транспорт работает. Троллейбусы на автономном ходу ходят практически во все районы города (если нет воздушной тревоги). 

Пару дней назад была остановлена подача газа в дома. Вода и электричество пока еще есть. Наблюдается огромный дефицит топлива. Практически все АЗС остановлены. В городе осталась приблизительно пятая часть жителей. Некоторое время назад улицы были абсолютно пусты. Однако теперь многие возвращаются.

— То, что Краматорск – «столица» украинской части Донбасса, облегчает жизнь простым людям в плане снабжения и регулярности соцвыплат? Или создает трудности?

— Статус административного центра дает определенные преимущества. Если говорить о сегодняшнем положении вещей, существенную роль играет наличие в Краматорске штаба украинской армии и огромного количества военных. Для них делается все. Например, одну из школ превратили в военкомат, другую – в склад продуктов для нужд армии. В оставшихся супермаркетах большинство покупателей – территориальная оборона, полиция, люди в униформе. Не будь в городе военных, власть давно бы позакрывала все и заставила народ выехать.

— Какие настроения в городе после перехода Красного Лимана под контроль ДНР? Массово уезжают, готовят бомбоубежища или реагируют как-то иначе?

— Настроение самые разные. Одни верят, что «Украина их защитит», другие ждут прихода России. Говорить открыто о политике народ не хочет, поскольку выражать свою точку зрения опасно.

Баррикады в ресторане Фото: Из личного архива

Что касается безопасности, ситуация с объектами укрытия плачевная. Больше, чем есть, их уже не будет. Система бомбоубежищ создавалась в советское время. Они расположены на территории промышленных предприятий и в домах старой застройки. Но в 1985 году наводнение затопило третью часть всех городских объектов укрытия. К тому же, современные дома бомбоубежищ лишены. Жители девяти- и четырнадцатиэтажек при артиллерийских обстрелах прячутся в коридорах и собственных ваннах, спускаются в подвал.

— В Краматорске до 2014 года выпускался десяток русскоязычных газет. Прессе на родном для горожан языке удалось выжить за эти годы?

— Прессы на русском языке в городе больше нет. Газеты не выходят. Их полностью заменили Интернет и социальные сети.

Переход на украинский язык происходит во всех сферах жизни. В школах закрываются русские классы, в библиотеках запрещено распространение книг, изданных в РФ, культурно-массовые мероприятия обязывают проводить исключительно на «державной мове». Новый языковой закон перевел на украинский язык всю сферу обслуживания. Но в условиях военного положения за соблюдением языкового закона никто сегодня не следит.

— Мысль о том, что в этой части шахтерского региона сейчас гуманитарная катастрофа – преувеличение?

— Гуманитарной катастрофы в Краматорске на данный момент еще нет. Она неизбежно будет чуть позже. Многие люди лишились работы, возможности зарабатывать деньги. Но у кого-то остались какие-то старые запасы. За счет этого ресурса и живут.

blank Супермаркеты работали еще два месяца назад, теперь почти все они закрыты Фото: Из личного архива

— Есть ли возможность у краматорчан смотреть иностранные каналы — например, российские, или европейские? Или только украинское ТВ?

— На Украине российские СМИ и социальные сети запрещены. Но Интернет позволяет находить любые информационные ресурсы, даже если доступ к ним ограничен государством.

— Краматорск в годы СССР был центром тяжелого машиностроения всесоюзного значения? Что сегодня осталось от былого величия?

— «От героев былых времен не осталось порой имен». Украина проводила много лет курс на деиндустриализацию. Промышленные предприятия постепенно закрывались. Молокозавод, пивоваренный завод, хлебокомбинат были разрушены без боевых действий. Старокраматорский машзавод почти превратили в медицинский институт. Остальные оставшиеся в живых заводы, насколько я знаю, законсервированы.

— Работают ли отделения союзов писателей, литературные студии? Местные жители пишут на русском, издаются ли книги?

— Во время военного положения массовые собрания запрещены. В данный момент никакие общественные организации не действуют. Однако же недавно появилась петиция с требованием снести памятник Пушкину и изменить все русские топонимы. Мэр в интервью пообещал это сделать, но чуть позже.

Зимой было ничуть ни легче — Краматорск «окопался» Фото: Из личного архива

— После трагедии на Краматорском железнодорожном вокзале остались ли пути выезда? Почему вы приняли решение остаться в родных стенах?

— Мы стараемся избегать массовых скоплений людей. В толпе всегда возможна провокация. Если говорить о трагедии на вокзале, сложилось впечатление, что людей туда усиленно сгоняли. Накануне мэр, губернатор, городской совет через все ресурсы агитировали людей эвакуироваться. Был создан ажиотаж, собрана толпа. И ракета прилетела.

Оценив ресурсы, опасность, которая нас ждет во время отъезда, расходы, которые мы понесем, я понял, что самым разумным решением для моей семьи было остаться. Очень важно и то, что желания ехать в Европу у нас нет. А в Россию перебраться невозможно.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.