Прогнозы о том, что наш рубль после двух месяцев рекордного укрепления начинает проседать, вызывают у граждан «безусловный инстинкт» — бежать в магазин, «пока не подорожало». Ведь если рубль начнет снова планировать вниз, к гадалке не ходи — вслед за ним вновь начнут дорожать продукты, только-только вроде бы начавшие тормозить в цене.
Фото: Наталья Мущинкина
Это уже давно превратилось в народную примету: как только рубль катится вниз, торговые сети тут же, не мешкая, переписывают ценники в сторону увеличения. Дескать, импортные закупки никто не отменял, «американец» укрепился, вот, дорогой российский потребитель, и расплачивайся из своего кошелька…
Похоже, такая безрадостная перспектива нас ждет уже в ближайшее время. На прошлой неделе рубль стал сдавать свои позиции – в минувшую пятницу он стоил 67 рублей за доллар, а евро — 71. И вот мы уже с тревогой смотрим на ценники. Ведь импорт, как уже сказано, никто не отменял.
Справедливости ради отметим, что каких-то видимых изменений на торговых полках пока нет. Может, по той причине, что после стремительного падения отечественной валюты на прошлой неделе (почти на 10 рублей к доллару и евро) в начале этой рубль снова потеснил «американца» и «европейца». Да и сегодня на Московской бирже прибавил: доллар опустился ниже 61 рубля, евро торгуется в 63.
Как это все понимать? Укрепляемся и дальше или слабеем, потому что крепкий рубль, по мнению большинства экспертов, на нынешний момент отечественной экономике не нужен? Аналитики советуют не обольщаться: рубль начнет дешеветь дальше и больше. По прогнозам, летом — до 80-85 за доллар, а уже осенью может дойти и до 100.
Что же в таком случае будет с ценами на продукты?
Как считает председатель правления ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов, существенного повышения розничных цен даже при курсе под 100 рублей за доллар не произойдет — во что, по правде говоря, верится с трудом.
— Многое будет зависеть от дальнейшей политики государства, — рассказывает он, — от того, каким образом товар будет к нам поступать, через какие страны.
Если из Европы напрямую в Россию – это один разговор. Если из Европы в Китай или в Турцию, а потом уже в Москву, то на каждом этапе посредник закладывает повышение цены, которую нам предстоит оплачивать из своего кармана.
Мы понимаем, что государству крепкий рубль сегодня не выгоден. Но переписывать ценники не собираемся. В стоимость конечного продукта закладывается много рисков: колебания рубля, логистика, дорожающие импортные ингредиенты…
Вообще-то говоря, все три условия к подорожанию товара названы. Июньская 10-процентная индексация пенсий неработающим пенсионерам, повышение МРОТ и некоторых социальных выплат подоспела вовремя. Это позволит хоть на какое-то время обеспечить доступность продуктов малообеспеченным россиянам.
Правда ли, что слабый рубль означает для нас высокие розничные цены? Этот вопрос задаем доктору экономических наук Игорю Николаеву.
— Ситуация для нашей экономики не новая, — отвечает он. — Когда цены на бензин на мировых рынках растут, у нас они тоже растут. Когда цены там падают, у нас они все равно ползут вверх. Удивляться нечему.
— Но мы радовались укреплению рубля, считалось, что это фактор сдерживания цен.
— На самом деле цены продолжали расти, но замедленными темпами, не так, когда отечественная валюта резко ослабевает. Вот и сейчас: если рубль станет сильно сдавать позиции, это скажется на темпах инфляции, скорее всего, она покажет рост. Ослабление рубля – дополнительный фактор для ценового взлета.
— Нас, обычных потребителей, волнует — на сколько летом и осенью подорожают продукты на прилавках?
— Нужно исходить из того, что наш рубль качается из стороны в сторону, из плюса в минус. Что подтверждают и вчерашние торги на бирже, где рублю удалось укрепиться.
Неопределенность с курсом отечественной валюты – мощный дополнительный фактор роста цен. Непонятно, до каких пор он будет укрепляться, а с какого момента начнет проседать. Производители и продавцы в этих условиях на всякий случай закладывают на товар максимальные цены. Ведь никто не знает, что будет завтра, гарантий никаких нет, они видят эту курсовую «болтанку». А страдает от такой неопределенности покупатель. Нужно исходить из того, что годовая инфляция будет в районе 20%.
— Может быть, есть какая-то линейная зависимость между курсом рубля и ценами на продукты? Допустим, рубль подешевел по отношению к доллару на 5 рублей, значит, сахар, к примеру, подорожает на 1%?
— Зависимость, конечно, есть, но не линейная. Ведь зависимость от импорта у нас сохраняется достаточно высокая. Однако динамика инфляции складывается из множества факторов: курс рубля, неопределенность экономической ситуации, уровень конкуренции и прочие аспекты. Все они действуют по-разному на инфляцию. А каким конкретно образом, узнаем уже в скором времени.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.