«Готовь сани летом» — по этому принципу действуют власти Великобритании, решившие в конце мая возобновить работу своего крупнейшего хранилища газа Rough и еще десятка других, пока что нефункционирующих газгольдеров по всей стране. Цель этих действий — заблаговременно перестраховаться перед зимним сезоном на фоне отказа от российских энергоресурсов. Прошедшая зима уже и так ощутимо ударила по кошелькам британцев, и хотя с наступлением тепла ситуация вроде бы стала проще, она все равно далека от стабильной. О том, каково сейчас в Соединенном Королевстве, где инфляция про официальным данным бьет рекорды четырех десятилетий, мы поговорили с жителем графства Саут-Йоркшир.
Фото: Global Look Press
Дэвид Блинкенсопп работает в одном из дизайнерским агентств города Шеффилд, куда он приехал еще абитуриентом — для обучения будущей профессии, — и где в итоге решил остаться. Причина не только в быстро подвернувшейся работе по специальности. Шеффилд принято считать своего рода студенческим городом, молодежи там много, спрос на товары и услуги большой, но вот стоимость их адаптирована под средние доходы, а не сверхприбыли лондонских бизнесменов. Иначе говоря, рост цен здесь не такой серьезный, как в столице Великобритании или других крупных городах. Но и жители Шеффилда ощущают на себе последствия мировых экономический противоречий и санкционной межгосударственной борьбы.
— За прошедшую зиму счета за коммунальные услуги выросли если и не в несколько раз, то очень серьезно, — рассказал наш собеседник. — Если раньше за газ и отопление за месяц в квартире-студии можно было заплатить 60-70 фунтов стерлингов (порядка 5000 рублей), то к февралю 2022-го счета были устойчиво больше сотни (около 8000 рублей).
В домах и квартирах с несколькими комнатами хозяева просто закрывали помещения и принудительно отключали их от энергоснабжения. Но это не слишком эффективный способ экономить, потому что налог на недвижимость за неиспользуемые помещения все равно надо платить. Некоторые подселяют друзей или родственников, так выгоднее всем.
— Сейчас все говорят о энергетическом кризисе в Европе из-за отказа от поставок из России, это произошло после февраля: с чем же были связаны зимние проблемы?
– Вы знаете о Brexit (выход Великобритании из Евросоюза. — «МК»), и пандемия вашу страну затронула, — в этом причины. Премьер-министр Борис Джонсон вообще не думал о том, на что люди будут жить, когда они потеряли возможность зарабатывать или покупать что-то в Европе, и вдобавок придумал заставить всех быть дома.
— Это объясняет, почему людям стало сложнее платить, а чем вызван рост цен на те же коммунальные услуги?
— Все просто находились «на паузе», ничего не работало, всем надо окупить этот простой. Что касается энергии, то, думаю, проблема в отключении нас от Европы, потому что пришлось самим обеспечивать себя электричеством, газом или бензином, и, как я понимаю, покупать на материке уже по новым условиям, включая другие налоги.
— Вы упомянули о бензине, как с ним дела обстоят? Те причины, что Вы перечислили, видимо, привели к кризису прошлой осенью, но сейчас топливо дорожает уже из-за санкций — намного ли?
— Да, в прошлом году была другая ситуация, топлива просто не хватало, было много ограничений на поставки из-за коронавируса. Сейчас дефицита нет, на любой станции можно заправиться. Но цены по факту выросли в два раза. Если раньше литр бензина стоил до одного фунта стерлингов (менее 80 рублей), то сейчас уже почти достиг двух —у нас такого нет, а в пригороде Лондона уже можно увидеть эти цены.
— Для человека, лишенного необходимости заправлять свое авто, как ощущается подорожание топлива? На него ведь завязано и такси, и поставки продуктов в магазины.
— У местных такси (если заказывать не через глобальные приложения от агрегаторов. — «МК») существует базовый тариф за минимальную поездку на пять миль (восемь километров), раньше он был максимум 10 фунтов стерлингов (порядка 750 рублей), сейчас — уже 15 (более 1100 рублей). В агрегаторах стоимость ниже, но локальные компании не могут с ними соревноваться и тоже уменьшать расценки, они просто прогорят в этом случае.
Если говорить о продуктах, то и они начали дорожать еще до этого года, но сейчас растут в цене постоянно. Промо-акция становится все меньше, да и те, фактически, просто сводят новую стоимость к обычной прежней (россияне, которые регулярно посещают сетевые супермаркеты, также легко поймут, о чем речь. — «МК»). Базовые продукты? Ну, дюжина яиц это фунта два (150 рублей), может, если местные, полтора. Раньше было по фунту или полтора максимум. Литр молока — примерно фунт (75 рублей), опять же, зависит от производителя. В основном, эти продукты и дорожают. Шоколад или газировка стоят примерно как и прежде, их еще с пандемии мало стали покупать, если цены взвинтить, они просто сгниют.
— Если базовые продукты дорожают в магазинах, то как насчет еды, приготовленной вне дома? Рестораны, кафе, как говорят многие. после пандемии стараются всеми силами удерживать цены, завлекая клиентов, пусть и теряя в привычной прибыли.
— Все именно так! Если Вы работаете удаленно и рядом есть кафе, то проще зайти туда на бизнес-ланч и съесть омлет с сэндвичем и кофе фунтов за 8 (порядка 600 рублей), чем что-то готовить дома, тратя еще и электроэнергию (смеется). Посетителей в ресторанах достаточно, не только потому, что владельцы стараются привлечь чем-то, но и потому что многие устали за время пандемии.
— Сколько стоит не бизнес-ланч, а поход в ресторан вдвоем, чтобы полноценно поужинать? И, к слову, опять же, об электроэнергии — с наступлением весны-лета ощущается разница в счетах на оплату?
— Конечно, сейчас счета меньше, чем зимой, но это больше, чем два года или даже год назад (в это же время), все равно. А сейчас после этих событий (санкций. — «МК») никто не может даже поставить на то, какие будут цены в конце года за жилье. В ресторане можно поужинать вдвоем фунтов за 70-80 (порядка 6000 рублей), у меня та же сумма уходит за один рабочий день, если куда-то надо ехать на такси, перекусить в городе и купить что-то домой.
— Что касается жилья, Шеффилд принято считать студенческим городом, то есть аренда там востребована. Что с местным рынком съемных квартир?
— Сейчас многие съезжают, место у нас некурортное, поэтому туристов никто не ждет никогда, владельцы жилья снижают цены. Некоторые возвращаются в свои квартиры и живут там сами, отказываясь от аренды другого, более комфортного жилья.
— Какие цены вообще, как отличаются от прошлого года?
— Подорожание есть, процентов на 10-20, студия обойдется в 500 фунтов стерлингов (более 39 000 рублей), если не в центре, и не на границе города. Раньше за те же деньги можно было снимать и в более престижных районах.
— Если люди активно ходят в рестораны, то, наверное, и в других развлечениях вне дома себе не отказывают: что с кинотеатрами и концертами?
— Билеты в кино на некоторые сеансы подорожали иногда раза в два, с 10-12 фунтов до 20 (речь идет о парных билетах, одиночный можно купить за 7,5). С концертами ситуация иная, их по-прежнему в принципе мало, но стоимость растет, потому что организаторы сами признаются — им надо не прибыль получить, а расплатиться с долгами с прошлого года.
— Сейчас поступают новости о том, что власти готовятся к зиме, возобновляя работу газовых хранилищ. А как люди готовятся к дальнейшему росту цен? Есть набор того, что приходится покупать про запас?
— Мало кто верит в дефицит, поэтому проще откладывать деньги. Счет за электричество ведь не купишь заранее (смеется).
— А если говорить о продуктах?
— Думаю, детское питание, или редкие какие-то жизненно необходимые лекарства, такие вещи, их есть смысл покупать, потому что они могут не подорожать, а пропасть, если сейчас после лета вновь введут карантин.
— А в карантин кто-то верит?
— Тяжело сказать, сейчас это почти не обсуждают. Но пожилые люди и родители малолетних детей всегда внимательны к тому, что им может понадобится.
— Вы упомянули о медикаментах, с ними проблем нет?
— Цены на них выросли, но вряд ли из-за транспортных расходов, еще после Brexit, думаю, это связано…
— Есть ощущение, что в чем-то приходиться себя ограничивать?
— Думаю, тем, кто получал устраивавшую их зарплату до пандемии или до нынешних событий, и так хватает денег. Но в нашей традиции иметь финансовую «подушку безопасности», многим пришлось к ней обратиться за прошедшие пару лет. Сейчас восстановить эти накопления стало сложнее. Количество объявлений о продажах машин выросло многократно: и потому что бензин дорогой, и потому что отложить вырученные деньги выгоднее, чем вкладывать их в автомобиль (впрочем, это общее явление для многих стран, достаточно пройтись по объявлениям об авто, например, в русскоязычном сегменте интернета. — «МК»).
— С началом летнего сезона многие страны облегчили въезд на свои курорты. Британцев это интересует?
— В целом да, многие готовы к отдыху за рубежом.
— Как это объяснить, если, как Вы говорите, накопления тают? Тем, что дома сидеть не дешевле?
— Практически, да (смеется).
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.