На вчерашнем заседании правительства Михаил Мишустин заявил, что кабмин намерен упростить процедуру аренды земельных участков для фермеров и граждан. Свободная муниципальная и государственная земля будут им передаваться на пять лет без всяких конкурсов при условии использования участка исключительно для аграрных нужд. Впоследствии аренду можно продлевать или выкупать участок в собственность.
Таким образом, власти делают важный шаг в сторону сельхозпроизводителей, в расчете на увеличение урожая, рост конкуренции и качества продукции. Насколько оправданными окажутся эти ожидания?
Фото: Наталия Губернаторова
В правительство, наконец, пришло понимание, что мелкий сельхозпроизводитель, участвуя в конкурсных торгах, не в состоянии тягаться с агрохолдингом в попытке расширить свои владения. Силенки не те, в том числе финансовые. Чтобы облегчить жизнь простому фермеру, в России намерены отменить такие процедуры, и предоставлять земельные участки просто по заявлению. Как говорится, лучше поздно, чем никогда!
Требований к арендатору немного: использовать участок по сельхозназначению. И не передавать в субаренду или третьим лицам. Взял клочок – неси за него полную ответственность.
Разумеется, этот щедрый шаг властей навстречу крестьянину или владельцу личного подсобного хозяйства должен окупиться сторицей для страны в целом. По идее, на торговых полках появится больше продуктов отечественного производства, значит, и цены в магазинах зашкаливать не будут.
Но это в теории. А как все будет реализовано на практике? Ведь сколько уже хороших и нужных постановлений о поддержке малых форм хозяйствования принято в последнее время. Однако благие намерения так и не двинулись дальше чиновничьего кабинета.
– Резкий импульс в сельхозпроизводстве вряд ли произойдет, – считает кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. – Так как муниципальной землей полностью распоряжается муниципальная власть. А она, как правило, использует свободные земельные участки в личных интересах, в том числе, сдает их «своим людям».
Таких примеров масса, когда фермер арендует муниципальную землю много лет подряд, старательно ее обрабатывает, но потом в один день лишается участка. Потому что на него пришел другой инвестор – по мнению муниципалитета, более «интересный».
– Но в документе говорится и про государственные земли, может, их арендовать проще?
– Практически всей землей распоряжаются муниципалитеты. Государственные владения – в основном, леса и водоемы, а на деле всем остальным распоряжаются местные органы власти. Получается, как в зоопарке: съест-то он съест, да кто ж ему даст?
– Что нужно, чтобы допустить до земли реального труженика? Ликвидировать какую-то службу или наоборот – создать, чтобы постановления правительства не оставались на бумаге?
– На мой взгляд, нужно восстановить Российский комитет по земельным ресурсам. Чтобы он посчитал все земли: государственные, муниципальные, частные. Государство часто не понимает, чем оно распоряжается. Нет единого реестра.
– Как нет? А кадастровый учет?
– Он разбросан по ведомствам и не систематизирован. Бывают случаи, когда целые поселки по разным измерениям находятся на озере или в болоте.
– Строгий кадастровый учет создавали еще в советские времена, а воз и ныне там?
– С землей много махинаций и оттого много заинтересованных лиц в том, чтобы такой учет в стране появился как можно позже.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.