Генри Сардарян – декан Факультета управления и политики МГИМО, доктор политических наук, член-корреспондент Академии военных наук, представитель РФ в комитете ООН по госуправлению, член Общественной палаты РФ выступил в очередном выпуске программы «Вечер» с Владимиром Соловьевым. Ключевые тезисы выступления Генри Тиграновича Сардаряна:
- Мир перестанет быть глобальным и будет разделен по цивилизационным границам.
- Ценности будут определять границы этих цивилизаций.
- Приход западных ценностей начинается с уничтожения национальной мифологии и самосознания.
- Это ведет к вытеснению России из зоны ее стратегических интересов.
Каким будет мир дальше?
Генри Сардарян считает, что для ответа на вопрос, каким будет мир «завтра», надо разделить те события, которые можно однозначно предсказать и те, которые будут зависеть от десятков точек бифуркации.
Примечание. Точка бифуркации – точка смены устоявшегося режима существования той или иной системы (теория систем). Это некое критическое состояние системы в ее нынешнем виде, в результате которого система либо будет разрушена, либо выйдет на новый качественный уровень. |
Сардарян уверен, что мир однозначно больше никогда не будет глобальным и универсальным. Чтобы он остался таким же, Россия должна либо проиграть в сегодняшнем международном конфликте ценностей, либо завершить спецоперацию, не добившись тех целей, которые она перед собой ставила. Но это, по мнению Сардаряна, невозможно, потому что за этим последуют не только проблемы, связанные с внешней политикой и экономикой, после такого может просто не стать России. И это прекрасно осознает руководство нашей страны.
Да, можно провести параллель с Советским Союзом и сказать, что его не стало, а мир остался. Но тогда это стоит сказать десяткам, сотням, тысячам людей, которые погибали в военных конфликтах на территории Советского Союза именно из-за того, что его не стало.
Продолжая раскрывать тезис о не универсальности нового мира, Генри Сардарян предполагает, что будет происходить такой процесс размежевания, когда государства будут все в большей степени расходиться друг от друга и объединяться в некие группы. И самым важным фактором для этих объединений будут не только экономические, не только социальные, но и ценностные ориентиры, и более того – именно ценности будут лежать в основе этих объединений.
Какие ценности лягут в основу нового мира
По мнению эксперта в основе нового мира будут лежать самые сильные и устойчивые из ценностей – религиозные, конфессиональные. Их сила обусловлена тем, что у человека мало возможностей их поменять. Можно изменить любую конституцию, закон, принципы системы права, которые закреплены. Но изменить религиозные ценности, к примеру, сказать людям, что Моисей несколько тысяч лет назад имел в виду не одно, а другое, достаточно сложно.
На протяжении очень долгого времени государства были распределены именно по тому цивилизационному принципу, в основе которого лежат религиозные и конфессиональные принципы.
К сожалению, история знает немало ужасных примеров на этой почве. К примеру, события 1915 года (прим. геноцид армянского народа). И если спросить у представителей Турции, какие тогда были основания (а вам наверняка будут утверждать, что основания были) первое, что нам скажут это то, что местные армяне отказывались воевать против русских и переходили на сторону русской армии. Но, по мнению Сардаряна, это явно не было связано с экономическими или социальными нормами, условно пенсионным возрастом в Российской империи или экономической политикой больше устраивающей армян. Нет, армяне просто цивилизационно были несовместимы с Османской империей, видели свое будущее в Российской империи.
За последние сто лет ничего не изменилось. Только сейчас мы будем иметь дело с Западом, который достаточно сильно отличается от того Запада, который все привыкли видеть несколько последних столетий. Сегодня это уже не столько католический и протестантский Запад, каким он воспринимался достаточно долгое время, сегодня Запад усиленно занят уничтожением собственного религиозного происхождения и использует для этого уникальные методики навязывания новой повестки и собственному социуму, и различным обществам вокруг себя. И понятно, почему первоочередным выбрано именно религиозное начало – пока существуют устоявшиеся религиозные ценности, очень сложно навязать людям какую-то другую повестку.
Самые распространенные методы популяризации нужной повестки в различных обществах в странах вокруг РФ, на территории наших стратегических интересов – это развенчивать национальную мифологию через НКО, социальные сети, кино, музыку, клипы и т.д. Население начинают убеждать, что все, во что они верили последние несколько столетий это неправда, что мир другой, и надо перестать смотреть на него через эту призму. Зачем это делают? Все просто – потому что традиционные взгляды на мир этих людей, как правило, приводят к тому, что они тяготеют к России.
Если научиться убеждать людей в обратном от их текущей позиции в любых вопросах, в том числе не связанных с Россией, то рано или поздно их можно убедить в чем угодно. Это абсолютно стандартная рабочая методика формирования общественного мнения. Запад хорошо с ней справляется. Если посмотреть на динамику общественных настроений по отношению к России во многих странах СНГ, то можно увидеть, что с течением времени роль России в обеспечении безопасности, жизнеспособности и в целом выживания населения в этих странах только растет. Но и отрицательные оценки в отношении РФ растут, иногда обгоняя темпы реального влияния России на жизнь в этих странах и ее благополучие в разы. Это результат очень планомерной работы западных институтов.
С одной стороны, эти институты сегодня испытывают колоссальную встряску, повышается сплоченность Запада «против общего врага». Но с другой стороны Запад просто уничтожил собственные основания и собственный фундамент. Сложно представить как все эти институты будут функционировать после успешного завершения спецоперации, как будут снова рассказывать населению про прелести либерального устройства со всеми правами и свободами человека, незыблемыми принципами и республиканским устройством, разделением властей и прочими вещами, которых больше не будет.
Что будет с Западом
Совершенно очевидно, что ценностные ориентиры Запада должны будут измениться. Но какой будет роль Европы? Будет ли она хотя бы каким-то субъектом? Или она скорее станет объектом в этих новых международных отношениях? По мнению политолога Сардаряна, это одни из тех вопросов, которые могут стать той самой точкой бифуркации. Как будет реагировать население? Будет ли оно продолжать находиться в условиях бесконечной пропаганды, выставляющей Российскую Федерацию монстром, на борьбу с которым нужно пожертвовать все: жизни своих детей, благополучие и комфорт, привычный образ жизни и т.д.
Или начнут появляться политические деятели, общественные организации, движения, лидеры общественного мнения, которые будут пытаться расшатать ситуацию и довести на ближайших выборах и других политических событиях, что это просто ситуация, которая устраивает США, но точно не самих европейцев. В завершении выступления Генри Сардарян выразил мнение о том, что России не нужно ждать того, чтобы эти люди и организации появились где-то там, нужно активно работать в этом направлении.
Комментарии закрыты.