Цены на новые автомобили в России и дефицит машин в салонах сделали рынок подержанных авто основным для наших соотечественников. А значит, выбирать машину многим из нас теперь нужно куда более внимательно: помимо не слишком вероятного заводского брака или дилерской оплошности становятся актуальными уловки перекупщиков, из которых скручивание пробега на одометре — пожалуй, самая безобидная. Мы опросили специалистов рынка б/у автомобилей и узнали, какие методы применяют барыги в 2022 году.
Фото: Алексей Меринов
Пробег остается одним из основных показателей для сравнения подержанных авто при прочих равных — поэтому, согласно недавнему исследованию одного из крупных агрегаторов объявлений о продаже, скручивают авторы примерно 65% поданных объявлений. В обеих столицах этот показатель ниже 45%, но все равно это означает, что такой тривиальный обман можно найти почти в каждом втором случае.
А общероссийский показатель говорит о том, что найти в продаже автомобиль с неизмененными показателями одометра труднее, чем со скрученным пробегом. Наиболее часто «пробегопластике» подвергаются отечественные «Лады», а также японские «Тойоты». При этом большинство объявлений с измененным пробегом приходятся на народный ценовой сегмент (в этом году — до 800 тысяч рублей).
— Совершенно неудивительная статистика, — комментирует эксперт по рынку б/у иномарок Павел Сорокин. — С одной стороны, пробег — тот показатель, по которому автомобили реально конкурируют на рынке, так устроены порталы объявлений. С другой стороны, на недорогих и «пожилых» машинах пробег изменить проще — достаточно перепрошить один электронный блок. Тогда как в премиум-классе в последние лет 15–20, а с 2010 года в большинстве иномарок пробег фиксируется сразу в нескольких блоках, перепрошивать их все затруднительно, и так почти никто не делает.
Таким образом распознать обман в виде скрученного пробега специалисту достаточно просто: нужно лишь прочитать значения из памяти редко изменяемых электронных блоков, и ситуация станет очевидной. А в случае более простых автомобилей (в том числе отечественных) можно полагаться на косвенные признаки. Это прежде всего состояние элементов салона: рулевого колеса, рычагов и кнопок, кресел.
— Очевидно, что, если вам продают машину в возрасте 10 лет и с пробегом 65 тысяч, у нее должны быть практически нетронутые сиденья, незатертая текстура на рулевом колесе, не отполированные пальцами кнопки и не царапаный экран мультимедийки, — рассказывает Сорокин. — Если это не так, то, скорее всего, перед нами 165 тысяч пробега или даже больше.
Скрыть вышеперечисленные признаки можно, утверждает эксперт. В первую очередь проводится дорогостоящая, но оправдывающая затраты операция детейлинга: автомобиль тщательно очищается, полируется с частичной разборкой. Лоснящиеся кнопки умельцы могут «расшершавить» сверхмелкой наждачной бумагой, а если стерта краска — заменить. Иногда эту операцию проводят и с рулевым колесом.
Пробег при этом гораздо более важная величина, чем год выпуска, подчеркивают опрошенные «МК» эксперты. При прочих равных лучше приобрести автомобиль на два-три года старше, чем с большим пробегом (правда, не будем забывать, что при регистрационных действиях с автомобилями старше 4 лет обязательно иметь действующую диагностическую карту). А вот пройденные тысячи километров позволяют достаточно надежно предсказать дальнейшие вложения.
— Например, пробег более 150 000 на автомобилях с вариатором без его замены может означать близкую его замену, — рассказал владелец московского автосервиса Сурен Баблоян. — А на некоторых марках машин, выпущенных лет 10 назад, 90 000–100 000 пробега означают очень вероятный конец блока двигателя. В нынешних условиях это обойдется от 500 тысяч рублей.
Скрыть, по словам сервисмена, часто пытаются не только пробег, но и прежде всего участие в ДТП — это сильно снижает продажную цену автомобиля. При покупке стоит проверять не только лакокрасочное покрытие толщиномером на предмет перекрасов, но и блоки управления подушками безопасности. Сработавшие подушки часто «заглушают» электронным способом, поскольку заменять их перед продажей слишком дорого. А выявить это можно только на сервисе, где опрашивают не только общий процессор автомобиля, но и устройства напрямую.
Наконец, важно, где и как именно обслуживался автомобиль. Если сервисная история непрозрачна (нет сервисной книжки от известного сервиса, в бумажном или электронном виде), вероятна предпродажная подготовка по наиболее дешевым технологиям. «Некоторые виды дешевых расходников, например сайлент-блоки подвески, могут создавать иллюзию хорошего состояния автомобиля при продаже, но ходят после продажи всего несколько сотен километров», — рассказал Баблоян.
Если вы выбираете подержанное авто без эксперта, крайне рекомендуется определить, пользуется ли им продавец или автомобиль просто стоит без движения. Если машину перед продажей берегут и не пользуются (например, отказываются встретить на этой машине у метро), это может значить, что ресурс агрегатов после «предпродажки» слишком ограничен.
Интересно, что с юридической точки зрения барышничество, то есть скрытие недостатков продаваемого товара (например, занижение пробега) у нас не составляет отдельного состава преступления. Но наказание за такое поведение все же предусмотрено, пояснил «МК» юрист Алексей Голубев. В соответствии со ст. 475 Гражданского кодекса РФ в случае передачи товара ненадлежащего качества продавец, если недостатки не были оговорены заранее, обязан по требованию покупателя «соразмерно уменьшить покупную цену». Либо безвозмездно устранить недостатки в разумный срок или возместить расходы на это устранение.
Однако, чтобы предъявить такое требование, продавца (того, что указан в договоре купли-продажи) еще нужно найти. Поэтому при покупке авто «по цепочке» — когда перекупщик продает его от имени бывшего владельца, не ставя на свой учет, приходится быть особенно осторожным.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.