Литовцы с ужасом ждут осени: обещают бензин по 4 евро

Ничто не раздражает литовцев больше, чем бешеные цены на бензин и дизель. Даже курица по десять евро не вызывает такой бурной реакции и возмущённых кухонных разговоров, как дорожающее каждый месяц топливо. «МК» продолжает серию публикаций о жизни в Прибалтике. Москвичка, застрявшая в Литве, своими глазами увидела негодование прибалтов и выяснила, как сейчас справляются в Литве с топливными кризисом.

Фото: Римма Шеина.

…Если честно, то вопрос топлива меня мало волнует — своей машины у меня нет, и на заправках я бываю разве что в качестве пассажира чужого авто. Однако в Литве сейчас любой разговор в конечном счете сводится к одному — когда перестанут расти цены на бензин и дизель и вообще как с этим жить. Поэтому и мне пришлось вникнуть в тему.

Почти в каждой литовской семье есть автомобиль, в семье, где растут дети — автомобиль не роскошь, а средство передвижения острой необходимости.

— У нас в семье двое детей разных возрастов. Мы сами живём за городом. Каждое утро одного в школу, второго в детский сад по разным районам Вильнюса. Слава богу, у старшего в школе начались каникулы, и у нас отменился один пункт назначения. Я же работаю за городом и до работы на общественном транспорте просто не доберусь, — поделилась чаяниями в приватной беседе гражданка Литвы, подвозившая нас с подругой в центр города.

Как раз проезжаем заправку — на табло тревожные цифры бензин 2,2 евро (по тому курсу, по которому я купила евро в московском банке, получается — 195,8 рубля) за литр, дизель — 2,04 евро (181 рубль). По словам водителя, свой малогабаритный седан она заправляет как минимум на 50 евро (4450 рублей). Этих денег с поездками на работу и в детский сад не хватает даже на неделю.

Фото: Римма Шеина.

— Ладно мне, а вот владельцы джипов, конечно, попали. Самое страшное, что никто не обещает, что цены больше не будут расти — мы с ужасом ждём осени, говорят, бензин будет стоить 4 евро (356 рублей). И нам придётся платить даже такие деньги. А как мне ездить на работу? Значит, буду платить 100 евро за одну заправку (8900 рублей) — вариантов нет.

По словам нашего водителя, на заправках стало доходить до дерзких краж бензина прямо из-под носа работников заправок:

— В прошлом месяце на заправку приехал мужик, что любопытно, на машине с иностранными номерами в белых женских шлёпанцах, залил полные баки и уехал. И такое он проделал на нескольких заправках. Ущерб оплачивали работники колонки. В этом месяце сообщалось уже о тридцати других кражах, суммы ущерба баснословные. Заливают на сумму до 200 евро (17,8 тыс. рублей) и уезжают. 

Литовцы максимально используют возможность безвизового режима с Белоруссией, в которой цены на топливо в два раза ниже. Потоки продуктовых и топливных мигрантов не останавливают даже жуткие очереди на границах, уговоры не ездить во вражескую страну и угрозы лишиться работы. 

— Недавно читала статью, там приводились в пример цены на бензин от 1998 года. Тогда литр бензина можно было купить, кажется, за 0,54 цента (48 рублей), а дизель за 0,35 евро (31 рубль). Я как прочла, чуть не заплакала, —  вспомнила наш водитель, высаживая нас в центре города.

blank Фото: Римма Шеина.

После того как цены на топливо поползли вверх, в местных СМИ стали появляться публикации, в которых предлагались различные варианты экономии — заранее выбирать маршрут, ездить только при острой необходимости, смелее пользоваться общественным транспортом.

Итак, как же обстоят дела с общественным транспортом? Для экономии я купила в обычном киоске так называемую «Карту вильнюсца» — это аналог нашей карты «Тройка» и сразу же забросила на неё 5 евро (445 рублей). Забегу вперёд и скажу, что даже весьма аккуратно пользуясь картой, в течение недели мне пришлось положит ещё 5 евро, итого за неделю — 890 рублей.

В общественном транспорте мне нужно самостоятельно определиться, насколько долгой будет моя поездка — 30 минут поездки стоит 65 центов (57 рублей), час — 90 центов (80 рублей). При этом, если я покупаю 30-минутную поездку, мне нужно засечь время и следить, чтобы не проехать больше необходимого — иначе могу нарваться на контролеров и штраф.

Если я не успела за полчаса добраться до конечной точки, тогда необходимо продлевать поездку. Если на транспортной карте нет денег, тогда можно купить билет у водителя — а он стоит евро (89 рублей).

При этом есть люди, которые не платят. Это украинские беженцы. Если в некоторых европейских странах, например в Польше, их уже лишили бесплатного проезда, то в Литве им за проезд пока платить не надо. В автобусах и троллейбусах периодически звучит объявление для «громодян» на мове о бесплатном проезде при предъявлении украинского паспорта.

В Вильнюсе появился и развивается семимильными шагами ещё один относительно недорогой способ передвижения — на самокатах. Литва переживает экологический бум, с помощью которого население мотивируют экономить на ресурсах, и велосипеды с самокатами — идеально вписываются в повестку.

Фото: Римма Шеина.

Самокаты по популярности обогнали все остальные средства передвижения и даже традиционно ассоциирующиеся с Прибалтикой велосипеды. Пожалуй, и в Москве нет такого количества самокатов: здесь они везде — на узких улочках старого города, в парках, перед магазинами, на остановках, на дорогах. 

blank Фото: Римма Шеина.

Брошенные рядом со стоянками самокаты можно встретить не только в центре, но даже в спальных районах. Цены, на первый взгляд, относительно невысокие — аренда самоката стоит всего 30 центов, первые пять минут поездки стоят — 22 цента, каждая следующая минута — 11 центов. Итого, например, за полчаса придётся отдать более 7 евро (623 рубля). Получается, что и самокат не такое уж дешёвое удовольствие…

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.