Шри-Ланка запросила помощи у России: на острове — «крушение экономики»

Экономический кризис, заставивший Шри-Ланку просить помощи у России, международные эксперты называют самым тяжелым за всю историю этого островного государства. Премьер-министр страны официально объявил о «крушении» экономики, а министр энергетики попросил топливо у РФ, наплевав на призывы западных стран не иметь с Москвой дел, к которым еще недавно прислушивался. При этом в стране, где нет света, газа, бензина и продуктов, а есть только беспорядки, разгоняемые армией, россияне не только остаются, но и продолжают прибывать. Что ищут соотечественники на мятежном, темном и голодном острове, мы выяснили у них самих.

Фото: AP

Источники и предпосылки экономического краха экс-Цейлона понятны даже школьнику: страна набрала кредитов, рассчитывая погасить их за счет турпотока, который никуда не денется, поскольку здесь вечное лето и океан. Так бы оно и было, когда б не пандемия, разрушительные последствия которой не предвидели не только на райском острове, но и в деловых кварталах мировых столиц. Туристы исчезли на два с лишним года, зато резко выросли цены на нефть, а значит, и на бензин, лекарства и продукты. Из-за дефицита мазута возникли перебои с производством электроэнергии, днем не работали бытовые приборы, а  с закатом остров стал погружаться в кромешную тьму. 

— Света по вечерам нет — это наименьшая беда, — рассказывает москвичка Вероника, пытавшаяся удаленно работать, живя на Шри, но продержалась лишь до мая, — Свечу зажжешь или керосинку, даже романтично. Но нет электричества, значит, нет и вайфая, не работает кондиционер, вентилятор, стиральная машина, плита, в душе нет воды, так как насос электрический. Супермаркеты стали пустеть, а то, что там осталось, дорожать. В общем, это уже какие-то гонки на выживание начались. Последней каплей стал арест 4 июня нашего самолета и отмена прямых рейсов и российской авиакомпанией, и ланкийской.

10 июня Вероника вылетела домой организованным российской авиакомпанией эвакуационным бортом через Мальдивы, но с оставшимися на острове друзьями общается регулярно. А осталось их там, по словам девушки, очень много — несмотря на то, что беда, как предупреждает русская пословица,  никогда не приходит одна. В довершение к прочим бедам на ланкийском побережье появились оголодавшие крокодилы, которых раньше никогда там не было. А перед въездом в одну из рыбацких деревенек южного побережья выросла стела: «Добро пожаловать в Краснодар 90-х!». По словам местных, подкармливают аллигаторов русские туристы, которым такой хаос, похоже, даже по душе. 

— Как же они там выживают, если ничего не работает, а население потеряло работу, обнищало, постоянные беспорядки? Это же просто опасно!

— Все так, но один мой приятель из тех, кто остался, увидев многокилометровые очереди за бензином, в которых дрались и стреляли, очень оживился и сказал: «Чую родные 90-е!» Мол, смутное время — это время возможностей. Вот такие там и остались — те, кому адреналина не хватает, и кто в душе Остап Бендер.

А вот сами ланкийцы, похоже, совсем не «бендеры» — ни душой, ни телом. Глава семьи, владеющей сетью отелей на ланкийских курортах — то есть, человек, всего полгода назад считавшийся весьма богатым — сегодня в отчаянии.

— Мы молимся, чтобы Россия согласилась поставлять нам топливо, все остальные отказались, — признается он. — У нас сейчас очень много проблем. Не только с едой, светом и деньгами. Ланкийцы народ терпеливый, могут вынести любые тяготы, если впереди есть цель и просвет. Но сейчас у нас тупик — не только экономический и политический, но и моральный. Кризис доверия. Наш народ больше никому не верит — кроме богов, разумеется. А это опасно, так как мало ли что боги подскажут.

— Мы отказались не только от машины, но даже от байков, бензин не достать, — делится российская семья с двумя детьми младшего школьного возраста, сейчас находящаяся на ланкийском побережье и отнюдь не собирающаяся его покидать.

— А что вы вообще там сидите?

— Время лишений для одних — время возможности для других — так китайцы говорят. Кстати, они сюда только прибывают, несмотря на якобы свои закрытые границы. Проекты тут мутят в мутной воде. Ну и наши тоже. Конечно, только те, кому на родине совсем нечего ловить. 

— Догадываюсь, что подобные личности, как в Гоа, ведут всякие духовные практики, как принять тяготы и тому подобное?

— Забудьте, это бизнес для мирного времени. А сейчас время для настоящего бизнеса.

— Но какого, если у населения денег нет?!

— Зато есть драгоценные камни и потребность в лекарствах, врачах и косметологах. Кто помнит российские 90-е, знает, чем насытить рынок в такой ситуации.

Русскоязычные чаты постоянно живущих на Шри-Ланке косвенно подтверждают это мнение: судя по ним, на остров, куда даже нет прямых рейсов, из России — в облет и втридорога — прибывают стоматологи, косметологи и курьеры с медикаментами, все это тут очень востребовано.  

— Все по плану, как и во всех кризисах — сначала исчез бензин, потом еда, потом население начинает криминалить, — бодро отвечает на вопрос «как дела?» россиянин, никогда прежде к Шри-Ланке интереса не проявлявший, а теперь, в смутные для нее времена, туда вдруг отправившийся. — Проблемы усиливаются  с каждым днем, задолженность по топливу приближается к ярду (миллиард долларов  — авт.). В отелях, благодаря генераторам, пока есть свет,  кондиционер и горячая еда, но скоро все это закончится. На заправках, даже если выстоишь — вернее, высидишь — 4 часа на жаре в очереди, не дают заправиться больше, чем на тысячу рупий. Лекарств нет, медучреждения закрылись, люди на грани.

— Не пойму оптимизма в голосе…

— Когда со всеми сферами все очень плохо, любые услуги с руками оторвут! Очень нужны врачи, особенно зубные, травматологи и инфекционисты. А лекарства и косметологические препараты, им нужна специальная тара при доставке, это очень нужная услуга.

Отдельно соотечественники указывают мне на то, что в связи с ситуацией Шри-Ланка существенно ослабила требования к потенциальным эмигрантам. Теперь, чтобы целых 10 лет спокойно «цейлонить» без визы, иностранцу достаточно либо открыть счет в ланкийском банке и положить на него $100000, либо купить на острове жилье не дешевле $75000, либо быть старше 60 лет с ежемесячным доходом не менее $20000.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.