Профессор отсоветовал 8-летнему брату Алисы Тепляковой поступать в вуз

Дальнейшая судьба 9-летней студентки психфака МГУ Алисы Тепляковой по-прежнему туманна. Но теперь былая слава семейства может возродиться: младший брат Алисы Хеймдалль тоже приготовился покорять МГУ, только мехмат. «МК» узнал у экспертов, может ли 8-летний ребенок постичь математику, точную науку, и насколько все-таки целесообразно в принципе обучение детей такого возраста в вузах.

Хеймдалль и Алиса (позади брата) Фото: Из личного архива

Отец Алисы, Хеймдалля и еще пятерых детей Евгений Тепляков сообщил общественности, не скрывая торжества: «Хемика с аттестатом! Математика профиль, разумеется. Баллы для восьми лет шикарные, можно поступать на мехмат или ВМК» (факультет вычислительной математики и кибернетики – Авт).

При попытках комментаторов поспорить на тему «зрелости первоклашки», папа парирует: «Аттестат дают не за «мифическую» зрелость, а за освоение программы в полном объеме и сдачу всех экзаменов».

На момент сдачи ЕГЭ Хемику, как ласково называют его родители, было меньше 8 лет, а, значит, если он поступит в вуз, то побьет рекорд своей сестры. МГУ не устанавливает минимальный возраст для поступления. В общих для всех факультетов правилах приема указывается на необходимость сдавать ДВИ (дополнительные вступительные испытания), то есть Хемику предстоит допэкзамен, если он туда соберется.

Профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий Лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров высказал «МК» свое мнение на этот счет:

– Момент первый. Дети и подростки развиваются. И любые их занятия нужно соотносить с их возрастом.

Как физическое развитие детей идет постепенно, так и развитие мозга идет постепенно. Хотя 90% массы мозга человека складывается к шести-семи годам, дальше мозг продолжает меняться, и его сложность растет до 20 с лишним лет.

Важно помнить, что человеческий мозг в 9 лет еще недостаточно развит для того, чтобы служить человеку так, как он служит ему в 30 лет. У кого-то развитие идет быстрее, у кого-то – медленнее, но бороться с законами природы на своем ребенке – занятие вредное.

Любая перегрузка организма в маленьком возрасте – это плохо, а то, что дети попадают во взрослую жизнь, не пройдя еще переходный возраст, неправильно во всех отношениях. И для того, чтобы полноценно учиться в вузе, нужно не только уметь решать математические задачи, но еще и уметь интегрировать все свои знания в общую картину мира, чтобы потом подойти к работе. Нужно иметь развитые управляющие функции мозга, в частности, сильный самоконтроль.  

Второй момент. Зададим себе вопрос: зачем ребенку учиться в вузе? Университет – это система, которой вы пользуетесь самостоятельно для того, чтобы найти свое место в жизни, на котором вы будете заниматься квалифицированной работой. Это и сама жизнь в открытом мире, где у вас новые взрослые друзья и новые отношения.

Начав обучение в 9 лет и закончив в 13 лет, человек неспособен ни строить свои отношения в вузе, ни идти на работу. Обучение в вузе детей такого возраста – это совершенно абстрактное упражнение и демонстрация «спортивных» достижений. Но от раннего спортивного успеха до взрослой жизни – огромное расстояние.

Чистые способности решать задачи могут развиваться рано, но даже для математики этого мало. Нужны все прочие способности взрослого человека.

Да, можно в 14 лет достигать каких-то рекордов – в фигурном катании, например. Но в этом возрасте вы не можете быть тренером. Потому что от тренера требуется огромный объем социальных компетенций.

Наверное, можно научить ребенка брать интегралы в 10 лет и показывать эти чудеса по телевизору, но это не имеет никакого отношения к жизни и к тем реальным целям, ради которых учатся в вузе.

Мама самого юного в России 11-летнего программиста Саши Кравченко Лидия со своей позиции сравнила ситуации с ее сыном, у которого тоже наблюдались высокие способности к математике, и детьми Тепляковых:   

– Во втором классе он с удовольствием слушал лекции для старшеклассников, ходил в кружок на базе МГУ вместе с ребятами из 6-х классов и старше. И некоторые вещи он решал быстрее всех.

С шести лет Саша увлекся программированием, сейчас изучает и линейную алгебру, и теорию вероятностей, и другие нужные дисциплины старших классов и даже университетов. Но, по моему убеждению, для этого ему совсем не нужно поступать в университет, в котором, помимо важных для ребенка в данный момент дисциплин, будет еще многое другое, что будет отнимать время и силы.

Интернет дает большой простор для маневра, а природные склонности и развитое мышление помогают осваивать многие знания самостоятельно, без педагогов. Если бы мы взялись перепрыгивать классы, то ему все его интересные проекты пришлось бы отложить на пару-тройку лет, чтобы сдать экзамены в ускоренном темпе.

Но что потом делать? Идти в институт? Но там нагрузка еще выше, и опять мало времени останется на его дела…

Вот сейчас, летом, он наслаждается тем, что не надо делать уроки, и можно делать исключительно свое задуманное. И распорядок у него такой – он полдня программирует, полдня бегает по улице с друзьями.  

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.