Энергетические санкции против России уперлись в ценовой потолок

После недавнего саммита «большой семерки» стало окончательно ясно направление следующего санкционного удара, который Запад готовит в отношении российской энергетики. Заявлено намерение создать такие ограничительные механизмы в торговле нефтью и газом, чтобы Москва могла их реализовывать на экспорт лишь по ценам не выше «разрешенного» Западом уровня. Цель этой задумки понятна: ограничить доходы, получаемые нашей страной. Но насколько в принципе такой механизм возможен в рамках существующего глобального рынка нефти и газа?

Фото: Zbynek BurivalUnsplash.

«Логичным разрабатываемый на Западе механизм по установке ценовых ограничений на российский экспортный газ назвать никак нельзя», — делится своими впечатлениями генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. На протяжении десятка лет Европа призывала экспортеров и импортеров при заключении сделок ориентироваться на биржевую стоимость «голубого топлива», называя котировки спотового рынка гораздо более справедливыми, нежели прописанные в долгосрочных контрактах (в том числе с Россией) тарифы. В свое время такая философия выглядела вполне разумной. При снижении спроса на энергоресурсы и, соответственно, падении цен на сырье, долгосрочные соглашения позволяли «Газпрому» рассчитывать на сохранение прибыли, так как клиенты монополии расплачивались по фиксированной таксе. Теперь же стоимость тысячи кубометров «голубого топлива» на свободном рынке переваливает за $1500, тогда как контрактные цены российской компании как минимум на треть ниже. «Едва успевшие заработать биржевые принципы расчета формулы газовых цен снова окажутся под большим вопросом, поскольку для введения предельной стоимости углеводородов Еврокомиссия будет вынуждена не мониторить каждый контракт «Газпрома» с зарубежными покупателями, а уговаривать биржевых игроками не давать ценам перейти определенную планку. Что объективно невозможно — трейдеры заинтересованы в наполнении собственного кармана и не следуют никаким международным конвенциям», — объясняет эксперт.

Ситуация с ограничением стоимости поставляемой за рубеж российской нефти, хотя и выглядит более предметно, чем в случае с газом, однако конструктивностью также не отличается. По замыслу G7, искусственное ограничение может коснуться не столько конкретной цены, сколько страховки и транспортировки «черного золота»: если стоимость экспортных баррелей выходит за установленные границы, то такой груз не будет подкрепляться страховым покрытием. Либо России, которой зачастую приходится пользоваться услугами зарубежных судовладельцев, будет отказано в предоставлении танкерного флота.

При своей относительной прозрачности подобная схема также не выдерживает критики из-за большого количества помех, которые могут возникнуть при ее реализации. Во-первых, вряд ли российские поставщики нефти будут обязаны отчитываться перед транспортными компаниями в том, по какой цене заключено соглашение с покупателем сырья, так как детали торговых соглашений являются коммерческой тайной и обычно не разглашаются. Во-вторых, даже если такие сведения можно будет узнать из сопроводительных документов, в том числе страхового полиса, то выход все равно найдется. Нефтяное эмбарго, которое европейцы собираются объявить России в конце этого — начале будущего года, может привести к очередному взлету биржевых котировок «черного золота» до запредельных отметок. Вице-премьер Александр Новак прогнозировал подорожание барреля до $300 и даже до $500. По мнению финансового аналитика BitRiver Владислава Антонова, такие цены делают экспорт сырья настолько прибыльным, что перевозимые по морским сбытовым каналам партии даже не нужно будет застраховывать. Вероятная прибыль с лихвой покроет какие-то разовые потери.

Кроме того, нефть считается гораздо более гибким в транспортном отношении энергоносителем, чем природный газ. Способы обхода западных санкций для поставок «черного золота» называются уже в настоящее время. Наиболее доступным из них является блендирование, то есть смешивание «токсичных» экспортных российских сортов с эталонными нефтяными марками, добываемыми в различных регионах мира. Правда, официально западные санкции распространяются и на подобные смеси, если в них присутствует российская нефть. Но опять же – этот запрет скорее «бумажный». Вряд ли «дегустация», то есть химический анализ, окажется настолько детальной, что позволит каким-либо экспертам ограничивать получившийся микс предельными ценами. Более того, о возможности изготовления такого коктейля первой в начале апреля заявила британско-нидерландская Shell, предложившая прибегнуть к технологической хитрости, чтобы снизить связанные с нашей страной репутационные риски. Купажу уже успели подобрать название — «латвийская смесь», поскольку местом ее создания был выбран прибалтийский портовой город Вентспилс. Впрочем, в целях легализации сырье можно попросту перерабатывать на танкерах в открытом море.

«Введение ценового «потока» на российские углеводороды может обернуться не только судебными разбирательствами, но и полной остановкой поставок из России», — рассуждает специалист департамента стратегических исследований Total Research Глеб Финкельштейн. Сомнительно, что наша страна согласится продавать энергоресурсы, спрос на которые в последнее время растет в связи с восстановлением мировой экономики после затяжного пандемийного периода, по заниженной стоимости. В свою очередь, например, наши партнеры по БРИКС смогут покупать российское топливо с некоторой скидкой, но по адекватным ценам, особенно если контракты на поставку сырья будут заключены на долгосрочных условиях.

«Объявляя против России все новые и новые санкции, западные страны наталкиваются на одну и ту же проблему: сначала следуют громкие политические лозунги и только потом идет обсуждение конкретных механизмов их выполнения, а, главное, последствий для собственной экономики. Даже в G7 не наблюдается единой солидарной позиции относительно ужесточения политики в отношении прессинга Москвы, не говоря уже о Евросоюзе, в котором можно найти даже наших союзников. Конечно, не стоит надевать розовые очки и надеяться, что очередные санкции окажутся безболезненными для отечественной экономики, тем не менее декларируемые сейчас Западом инициативы явно не продуманы и скорее вызывают удивление, а не обеспокоенность», — считает Правосудов.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.