Родителям посоветовали перед летним лагерем подготовить детей к буллингу

Новости об издевательствах над детьми сверстниками в детских лагерях то и дело появляются в соцсетях. Что делать, если отдых ребенка на природе, которого он так долго ждал, пошел по незапланированному, драматичному и даже опасному сценарию? Почему дети боятся рассказывать о своих страданиях родителям? «МК» попытался это выяснить.

На днях в Башкирии девочки-подростки в детском лагере избили школьницу, которая младше их на два года. Повод банальный – приревновали к одному из мальчиков. Били руками и ногами, в том числе по голове, таскали за волосы и снимали «расправу» на видео. На записи видно, что за процессом наблюдают «зрители» – другие ребята. Говоря языком психолога – пассивные участники буллинга.

Общественность узнала о случившемся, как только видео попало в интернет. Только после этого в лагере «отчитались»: мол, виновницы установлены, с вожатых и воспитателя взяты объяснительные. В истории теперь разбираются Следственный комитет и полиция, однако возраста наступления уголовной ответственности «ревнивицы», увы, еще не достигли.

Примерно в это же время стало известно, что в детском санатории на берегу в Иркутской области группа малолетних отморозков регулярно избивала других детей. Как рассказала в соцсети мама одного из жертв буллинга, о происходящем сын решился рассказать ей только через две недели. Позвонил и попросил забрать его домой.

Почему так долго молчал? На этот вопрос мальчик ответил: «Я же мужчина, а мужчины не жалуются». Объяснил, что терпел и пытался давать сдачи, но обидчиков было слишком много, а он один. Забирая сына, женщина обнаружила на его лице синяки и гематому, а когда осмотрела его дома, оказалось, что синяками покрыто все тело. Со слов ребенка, несовершеннолетние изверги точно так же били и других детей. Выбирали кого-то одного и нападали толпой. Девочек предусмотрительно обматывали мокрыми полотенцами – чтобы не оставалась синяков.

Конечно, воспитатели и вожатые не могли не знать о регулярных избиениях. Мама уже написала заявление в полицию.

Помимоэтого случая, есть и другие, однако не все они доходят до правоохранительных органов и даже до взрослых. Одной из таких историй поделилась в комментарии к посту про детский буллинг еще одна мама. Отдала сына в лагерь, вожатые водили детей на батут. Там и произошёл инцидент, чудом не закончившийся трагически. Под предлогом того, что ее сын, прыгая, случайно толкнул девочку, двое мальчишек схватили его за шиворот, повалили, сели сверху, взяли за горло и стали требовать, чтобы извинился. «Я решила, что в ж…у эта самостоятельность и больше никаких лагерей, — констатирует мама. — Этим вожатым по 16-18 лет, они сами тупые, только стоят глазами моргают и не понимают, что такое ответственность за детей».

Обсуждение проблемы буллинга в школах на уровне экспертного сообщества проходит регулярно. А вот издевательства над детьми в летних лагерях в отдельную графу как-то не выделено. Мол, это слишком частные случаи. Однако на самом деле это еще страшнее, чем терпеть пинки и издевки от сверстников в школах. Все-таки урок длится несколько часов, вечером ты придешь домой, вокруг тебя — мама, папа и другие взрослые (соседи, полиция, в конце концов, целый учительский коллектив). И даже если ребенок пока боится пожаловаться на буллинг маме или классной руководительнице, решиться на это ему все равно будет проще «дома». В родной школе, в родном городе он на своей территории. В лагере же ты оказываешься один на один со своими страхами и переживаниями. И, в конце концов, с опасностью.

– Сейчас буллинга огромное количество везде – другое дело, что его кто-то стороной обходит, а у кого-то он в жизни присутствует, — говорит подростковый психолог Симона Филимонова. – Когда кого-то избили — это уже последняя стадия буллинга, но ведь он не только так проявляется. Иногда ребенок даже не понимает, что то, что с ним происходит — действительно, буллинг. Тема широкая и дети часто не знают, что делать, когда они попали в такую ситуацию.

Между тем, как поясняет эксперт, знающий педагог (например, вожатый) способен вовремя заметить начало буллинга и не только пресечь его и свести на нет, но и порой даже сделать так, чтобы его участники и в дальнейшем больше никогда не предпринимали таких попыток в своей жизни.

– Есть методики такой работы, они очень эффективные и довольно быстрые. В двух словах их не расскажешь — они очень объемные, но они доступны в интернете, — поясняет специалист. — А вот своими неграмотными действиями педагог может, наоборот, навредить — подогреть ситуацию и даже сам невольно стать провокатором буллинга.

Родителям, отправляющим ребенка в лагерь, Филимонова советует заранее подготовить школьника к тому, что его могут подвергнуть к буллингу, потому что эта беда может произойти с любым, от нее не застрахован никто. Нужно подробно проговорить с ребенком, как он поступит, если его начнут травить.

– Прежде всего, о таких вещах нужно всегда сообщать взрослому — говорит специалист. – А еще лучше — сразу нескольким взрослым. В том числе родителям. Поделиться только с вожатым недостаточно, потому что они по сути те же подростки. По-хорошему выход из буллинга всегда должен производиться именно взрослым коллективом, несколькими людьми сообща. Также заранее объясните ребенку, что говорить о случившемся или нет — это не вопрос его достоинства и если он расскажет об обидчиках, это не будет означать, что он ябеда.

– Это вопрос здоровья, а иногда даже и жизни, потому что с помощью буллинга ребенка можно довести до самых страшных мыслей и действий. Это явление страшное, опасное для всех участников буллинга, и взрослые должны это понимать. Одно дело – ребенка побили, случилась драка. Но буллинг — это всегда еще и психологическая составляющая, причем, мощная.

— Как поступить родителю, если ребенок был не подготовлен к буллингу, и вот он звонит из лагеря и признается, что его обижают?

– Занять взрослую позицию. Не оборонительную, не защитную, не избегающую, не конфликтную, а конструктивную! Верить ребёнку! Ни в коем случае не просить его разобраться самому. «А ты уверен?», «Потерпи, ты же будущий мужчина»… Подобная «поддержка» может навсегда отбить доверие ребёнка к родителю. Если подросток выдумал, что его побили или буллят (такое тоже бывает), то это отдельная история, но все-таки не столь частая. В любом случае, если речь зашла о буллинге (не об отдельной драке, а именно о нём), верим ему беспрекословно. Если звонит и плачет в трубку – надо бросить всë. Связаться с руководством, педагогами, психологом лагеря. Лучше – приехать лично. И предложить сообща решить эту проблему педагогическими методами, сразу, на месте. В надежде, конечно, что сотрудники лагеря обладают знаниями и навыками по разрешению подобных ситуаций.

Эксперт подчеркивает, что родителю нужно обязательно попросить психолога поработать с ребёнком над сложившейся ситуацией, чтобы в будущем у него не сложилось негативного отношения к сверстникам, взрослым, к поездке в лагерь, в гости, на отдых, не возникло впоследствии психологических проблем.

– Проще, конечно, не разбираясь, забрать ребёнка из лагеря и постараться забыть этот случай. Но это не надёжный, не конструктивный метод. Он не полезен ни родителю, ни ребёнку, а рискует в том или ином варианте повториться ещё не раз. Плюс – потянет за собой груз психологических проблем, формирующих ребёнка как личность, — подчеркивает эксперт.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.