Запад разрабатывает новый пакет жестких ограничительных мер, направленных на снижение доходов России от экспорта нефти. Речь идет как о введении потолка цен на поставляемое из нашей страны «черное золото», так и о запрете страхования танкеров, осуществляющих транспортировку сырья конечным покупателям. Насколько ощутимым окажутся последствия новых санкций и какого ответа можно ожидать со стороны Москвы, рассказали эксперты «МК».
Фото: Геннадий Черкасов
— Страны G7 планируют к 5 декабря ввести потолок цен на российскую нефть. Судя по предварительной информации, отпускная стоимость нашей нефти, согласно этому потолку, будет превышать затраты на добычу, но окажется ниже рыночной. Насколько в итоге цены на российскую нефть могут отличаться от рыночных котировок?
Владислав АНТОНОВ, финансовый аналитик BitRiver:
«Сейчас, как известно, баррель Brent стоит свыше $100. В конце 2021 года вице-премьер Александр Новак заявил, что в 2022 году комфортной ценой на нефть для России будет $65-80 за баррель с учетом повышенной волатильности на рынке. После начала спецоперации на Донбассе ценовой диапазон существенно не изменился. При этом в бюджете нашей страны на этот год заложен ориентир на котировки в $44,2 за «бочку». Впрочем, учитывая абсурдные решения Запада в отношении разработки и введения антироссийских санкций, от Вашингтона и Брюсселя можно ожидать любых значений».
Николай ПЕРЕСЛАВСКИЙ, эксперт департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute:
«Инициатива по ограничению цен на российскую нефть, которое будет заключаться в запрете покупки сырья импортерами дороже установленного предела, не учитывает ряд ключевых моментов. В первую очередь, не стоит забывать, что нашей стране уже сейчас приходится осуществлять зарубежные продажи сырья с определенным дисконтом к эталонной марке Brent, который постоянно колеблется в границах от $10 до $30 за баррель, что снижает экспортные доходы федерального бюджета. Тем не менее, Запад пребывает в уверенности, что Москва примет навязываемые условия и согласится опустить планку еще ниже — например, до $60 при рыночной цене в $100 за «бочку». Российские власти прямо заявили, что не собираются идти на поводу у откровенно враждебных государств, пригрозив полностью прекратить экспорт «черного золота», если ценовой потолок окажется вблизи себестоимости производства сырья».
— Как сообщают зарубежные издания, США ведут переговоры с Индией и Китаем, чтобы склонить их к участию в инициативе по введению потолка цен на российскую нефть. Согласятся ли Дели и Пекин с американскими условиями?
АНТОНОВ:
«Политики недружественных стран не могут спрогнозировать будущий эффект от своих санкций. Они, наверное, не рассматривают вариант, при котором Москва не будет поставлять нефть себе в убыток. Снижение экспорта из России спровоцирует дефицит сырья на мировом рынке и скачок цен, который в свою очередь нивелирует потенциальные потери нашего бюджета от физического сокращения поставок за рубеж. Вряд ли Дели и Пекин согласятся поддержать инициативу Вашингтона, поскольку Индия получает значительный доход от дальнейшей перепродажи энергоресурсов, а Китаю наше сырье уже сейчас достается на вполне выгодных ценовых условиях».
Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:
«Согласовать потолок цен на российскую нефть окажется крайне затруднительно не только с Индией или Китаем, которые вряд ли безоговорочно окажут подобную услугу западным государствам, но и даже в рамках Евросоюза. Отношение к закупаемым ресурсам среди стран континента достаточно противоречивое: одни участники ЕС уже сейчас настроены категорически против нашей страны и согласятся с самыми низкими ценовыми порогами; другие, понимая, что не смогут заместить российское сырье в случае прекращения наших поставок, пытаются добиться «золотой середины». Положение осложняет дополнительное обстоятельство: если на уровне дипломатических и правительственных ведомств прийти к единому знаменателю еще можно, то договориться с частными компаниями, ориентирующимися на свободный рынок, практически невозможным. Каждый из трейдеров, закупающих российские энергоносители, рассчитывает на бесперебойную поставку сырья, которое затем реализует внутренним и иностранным покупателям. На таких сделках посредники и зарабатывают. Затем нефть идет на переработку для изготовления готового топлива либо для производства электроэнергии, либо для использования в автотранспортной сфере. Отказ России от экспорта «черного золота» при максимально низком потолке цен ударит в первую очередь по доходам частных компаний, которые, скорее всего, вступят в ожесточенную дискуссию с правительственными структурами. Попытка официального Запада установить единые ценовые ограничения окажется чревата многочисленными протестами со стороны бизнеса, представители которого сразу ощутят последствия для своих кошельков в случае физической нехватки нефти. В Китае и Индии энергетическая отрасль находится, в основном, в руках государства. Тем не менее, для потребителей этих стран, успевших за последние месяцы существенно нарастить импорт «черного золота» из России, сейчас главное не цены, а объемы поставляемых углеводородов, тем более, что стоимость энергоресурсов на азиатских торговых площадках всегда была выше, чем на европейских биржах».
— Если потолок будет введен, какие потери могут ожидать российский бюджет?
Марк ГОЙХМАН, ведущий аналитик TeleTrade:
«Ценовой потолок, укладывающийся в параметры нашего федерального бюджета, не окажется критичным для отечественной экономики. Если вводимые Западом ограничения действительно приведут к убыткам российского добывающего сектора, тогда Москва будет вынуждена пойти на крайние меры и полностью урезать нефтяной канал, по крайней мере, в сторону Запада. Эффект от претворения в жизнь такой угрозы окажется крайне негативным. В 2022 году доходы российского бюджета от экспорта нефти ожидались на уровне свыше $20 млрд в месяц. При введении потолка соответствующая прибыль может сократиться на четверть.
— Американские сенаторы выдвинули проект закона, который предполагает санкции против компаний, занимающихся страхованием и регистрацией танкеров, перевозящих нефть из России. Насколько такую меру можно будет реализовать на практике?
Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:
«На словах такая санкция выглядит страшной: если груз не будет подкрепляться страховым покрытием, то России, которой зачастую приходится пользоваться услугами зарубежных судовладельцев, будет отказано в предоставлении танкерного флота. Тем не менее, выход найдется. Во-первых, российские поставщики не обязаны сообщать транспортным компаниям, по какой цене продают сырье. Во-вторых, даже при отсутствии страхового полиса, российские сорта можно будет смешивать с эталонными марками «черного золота» из стран Персидского залива. Кроме того, сырье можно будет переваливать с одного танкера на другой прямо в открытом море. Посредник, который доставит нефть конечному покупателю, будет обладать страховкой и шансы предъявить ему какие-либо претензии окажется близки к нулю».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.