Энергетические трудности и кризис стоимости жизни, идущий семимильными шагами по Европе, коснулся и немцев. «МК» выяснил у жителей Германии из западной и восточной частей страны, насколько изменилась их повседневность в нынешних кризисных условиях.
Фото: Global Look Press
«Экономить было принято здесь всегда»
– Немцы всегда экономили, – рассказывает проживаюший в Гамбурге бывший сотрудник «МК» Василий Яшкинас. – Проблема лишь в том, что счета за газ и воду приходят по итогам года и даже не в конце года, а спустя год как предыдущий год закончился. Итоги видны не сразу, если ты не заглядываешь в счётчик. Но их проверяют дистанционно.
Повторюсь, немцы всегда экономили. Идёшь в душ, когда намыливаешься – воду выключаешь.
То, что сейчас будет повышение тарифов, уже предупреждали. Но пока ещё никто счетов не получал за 2022 год, мы увидим их к концу 2023 года. Но уже пошли выплаты за это. В сентябре будут выплачивать по 300 евро всем как компенсация за повышение коммунальных платежей. Те, кто работает по трудовому договору, как индивидуальный предприниматель будут квартальный налог в сентябре платить меньше. Для индивидуальных предпринимателей схема такая: налоговая для них вернёт 300 евро с квартального налога в сентябре. А для тех, кто по трудовому договору – там уже работодатель выплатит 300 евро. Как раз уже прислали оповещение, что в сентябре квартальный налог на 300 евро уменьшается. Плюс, выплаты по 100 евро на ребёнка абсолютно всем, у кого есть дети. Пока больше ничего не компенсируют, но и это уже приятно. Так что, особо никто не боится.
Ещё на лето по всей Германии был введён 9-евровый билет. По нему можно ездить по всей стране, раньше такого не было. Только по Гамбургу проездной стоил 120 евро в месяц. Благодаря такому билету можно путешествовать по всей Германии. Когда я полетел в Мюнхен, то там тоже пользовался этим билетом. По нему можно ездить везде, но не скоростными поездами, а только пригородными. Это тоже была компенсация за подорожание бензина.
Вот эти три основные меры были приняты, для того, чтобы снизить социальную напряжённость и повышения тарифов. А уж какие они будут, пока нам никто не сообщал.
Каких-то лайфхаков насчет экономии у меня нет. Трудно сказать, как избежать пользования водой. Только экономить, а это было принято здесь всегда. Громкое решение – когда решили не подсвечивать ночью Кёльнский собор, теперь на нём не будет наружной подсветки, чтобы призвать всех экономить электричество.
Насчёт всей ситуации есть интересная история. Я был недавно на территории бывшей ГДР, заехали в маленький городок и там поговорили с владелицей небольшого деревенского ресторана по поводу нынешней ситуации. И вот она сказала, что мы, конечно, боимся, что будет дальше. Корона – это ерунда, мы её пережили. Однако вот что дальше будет с тарифами, с поставщиками (они могут обанкротиться). Но, как она сказала, мы, бывшие жители социалистического лагеря, ничего не боимся, мы и не такое видали. И где-то я с ней согласен. Нас напугать чем-то страшно, но западные немцы, думаю, немного переживают. Хотя они никогда этого не показывают. Все, конечно, напрягаются, но чтобы об этом говорили постоянно – тоже такого нет.
«Кому-то явно будет сложно»
– Газовый кризис пока не влияет, – рассказывает Рупрехт фон Вальденфельс, житель города Йена на востоке Германии. – Предполагаем, что цены вырастут к осени и зиме, но посмотрим, как будет. Пока неизвестно. Больше влияет количество беженцев, мы их принимаем, помогаем им всячески. Даже квартиры стало трудно покупать, поскольку людей приехало много. На фоне этого, кризис повседневности и не так сказывается.
Воду не особо экономят, электричество тоже, а газ летом пока не так важен. Зимой, возможно, придётся экономить, будет дороже. Лично я пока ничего глобально не изменил. У меня хороший доход. Горячая вода – это же не всё, это небольшие расходы. Да и кто готовит на газе – это тоже не дорого. Когда будут топить, тогда рост цен, конечно, скажется.
Но опять же, это нам ещё предстоит увидеть. Кому-то явно будет сложно. Есть всеобщая инфляция, она во всём мире происходит. Она волнует людей больше. Цены выросли заметно. Прирост примерно 10%. Можно заметить даже если пойдёшь в какую-то забегаловку донер купить. Они сейчас стоят где-то 6 евро, а ещё совсем недавно были по 5 евро. Это они ещё долго держали цену на одном уровне. Я не так активно слежу за продовольственными ценами, но они точно выросли.
Но надо сказать, что это всё происходит ещё и на фоне того, что долгое время цены вообще не менялись, поэтому так заметно. Если вообще нет денег или их мало, то довольно трудно будет. Это всё инфляция, но пока лёгкая.
Если говорить о вообще всех жителях, то все знают, что ведутся политические дискуссии по поводу всей ситуации. Больше предприятия боятся и ожидают, что в скором времени возможна рецессия. Но пока это людей не касается. Могу сказать так, если бы у меня не было денег, то я бы, наверное, волновался. Однако уже известно, что повысят помощь нуждающимся, есть разные программы, которые, я так думаю, помогут немного.
Сейчас в обществе очень сильно критикуют социал-демократов за то, что они много лет делали ставку на российский газ. Все почти единогласно говорят, что это была глупость. По моим ожиданиям, проблему решат. Будет газ, всё будет.
Цены на бензин, конечно, выросли. Людям, которые много передвигаются на автомобиле, это дорого. Но опять же, это не смертельно. Пока люди не так сильно ощутили изменения, которые происходят в стране.
Меня больше беспокоит, чем это может закончиться. Боюсь, что опять будет «железный занавес», опять будет разделённая Европа. Мне очень грустно именно из-за этого.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.