Рупии и лиры заменят в правительственной кубышке евро и фунты

Министерство финансов России планирует пополнить Фонда национального благосостояния – главную правительственную «кубышку» страны – валютами дружественных государств. Об этом сообщается в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на ближайшие три года, опубликованном накануне Центральным банком. Денежные власти рассматривают в качестве альтернативы евро и фунтам стерлингов китайский юань, индийскую рупию, турецкую лиру и другие валюты дружественных России стран. Но дружба – дружбой, а какова окажется степень надежности таких вложений?

Фото: Global Look Press

«Минфин России прорабатывает возможность реализации операционного механизма бюджетного правила по пополнению/расходованию средств ФНБ в валютах дружественных стран (юань, рупии, турецкие лиры и другие)», – сказано в докладе ЦБ. 

Как известно, с введением санкций операции по бюджетному правилу с долларами и евро стали невозможны. Соответственно, сейчас обсуждаются различные варианты трансформации бюджетного правила, в процессе которых и рассматриваются сценарии замещения в ФНБ валют «недружественных» государств. В ЦБ пояснили, что при реализации проекта Минфина касательно «дружественных» валют, бюджетное правило сможет вновь воздействовать на курс рубля. Ведь его слишком высокий уровень в последние месяцы вызывал беспокойство правительства.

Напомним, что в настоящее время в правительственной «кубышке» хранятся запасы на 12,2 трлн рублей или около $200 млрд. От долларовой доли (которая составляла 36% еще в начале 2020 года) было решено отказаться еще в прошлом году. Впрочем, про доллары лучше не вспоминать. В результате, сейчас портфель фонда выглядит следующим образом: 40% активов хранится в евро, 30% – в юанях, по 10% – в фунтах и иенах. Остальное – в золоте в обезличенной форме и родных рублях.

При этом еще в конце июля изменить структуру ФНБ подобным образом предлагала Счетная палата. Сейчас, похоже, эта рекомендация становится фактом. Что, вероятно, вполне оправдано с политической точки зрения, но сомнительно с экономической. «Мотив отказа от «недружественных» валют понятен, но я бы не спешил с этим шагом, который мне представляется неверным», – говорит Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН.

Ведь изначально валютная структура ФНБ ориентировалась на наиболее устойчивые активы в периоды кризисов в российской экономике и учитывала их надежность, ликвидность, свободную конвертируемость и емкость финансовых рынков. «Эквивалентной замены с точки зрения инвестиционного качества среди валют дружественных государств, к сожалению, нет, – считает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. – Лучшим вариантом можно считать юань, но и он пока не является свободно конвертируемой валютой».

За примерами, наглядно иллюстрирующими тезис о ненадежности ряда «дружественных» валют, к сожалению, далеко ходить не надо. Турецкая лира, фигурирующая в списке для потенциального пополнения ФНБ, испытывает серьезные проблемы в последнее время. За год ее курс упал в два раза по отношению к «недружественному» доллару, а годовой показатель инфляции в Турции приблизился к 80%. Сильно ли поможет такой вариант вложения российских средств отечественной экономике – вопрос риторический.

Реализовать инициативу Минфина по переходу к дружественным валютам будет не так просто, считает доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин. Ведь евро, наряду с долларом, имеет самую высокую степень ликвидности и устойчивости. И возможностей для инвестиций в еврозоне несравнимо больше, а издержек – меньше, чем в Азии и Южной Америке. Активы развивающихся стран, как правило, значительно более рискованные и менее ликвидные, отмечает эксперт. При этом он признает, что в условиях текущей геополитической нестабильности портфель ФНБ придется диверсифицировать в любом случае – в основном, по мнению Ковригина, за счет юаня, а также увеличения доли золота и иных драгметаллов.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.