Весной 2022 года выросло и количество потребляемого россиянами алкоголя, и количество соответствующих покупок. Очевидно, многие спешили спрятаться с помощью спиртного от стресса или сделать запасы. К концу лета ситуация на рынке алкогольных напитков изменилась: сегодня 48% всех пьющих россиян предпочитают крепкие напитки, вино и пиво теряют популярность.
Фото: Наталья Мущинкина
Тем временем, эксперты предупреждают: ситуация с параллельным импортом пока нестабильна, так что к концу года до половины алкогольных потребностей кафе и ресторанов будет «закрывать» спиртное отечественного производства.
Согласно данным сводного отраслевого отчёта Ассоциации производителей пива, составленного на основе статистики, за последний год доля потребления крепкого алкоголя в России выросла на 3%. Теперь на него приходится 48,4% в структуре потребления.Это наивысший показатель с 2017 года.
Доля потребления пива сегодня – 38,6%, а вот доля вина – всего 11,5%, и эти показатели тоже неуклонно снижаются.
По мнению экспертов рынка, непритязательный российский покупатель сегодня тянется к тому виду алкогольных напитков, который может обеспечить ему желанный эффект (опьянение) за меньшие деньги, поэтому предпочтение все чаще отдается водке и дешевым коньякам отечественного производства.
Как ранее отмечал в беседе с корреспондентом «МК» руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, большинство потребителей алкоголя в России – вовсе не гурманы.
«Давайте будем откровенны: львиная доля российских «любителей» коньяка на самом деле не вполне понимает, что такое коньяк, и не разбирается в нем. Большая часть коньяка, который употребляется в России, — это низовой сегмент, а вовсе не премиальный и не марочный. Его более чем реально заменить тем, который производится в Грузии и Армении», — объясняет Шапкин.
Немного другая ситуация складывается вокруг вина. Несмотря на то, что вина занимают всего 11,5% в структуре потребления алкоголя, популяризация отечественного виноделия – одно из важнейших направлений импортозамещения.
При этом важно понимать: прямого запрета на ввоз в Россию европейских вин (в отличие от некоторых брендов виски и ликеров) нет, так что решение заменить импортное вино в меню ресторана или на полке магазина отечественным – это целиком и полностью маркетинговый ход.
Как рассказал в беседе с корреспондентом «МК», Егор Суриков — сомелье одной из крупных московских винотек — российское виноделие развивается стремительно, поэтому сравнивать сегодняшнюю ситуацию с той, что была 5-7 лет назад, абсолютно некорректно.
– У нас предубеждение против российского вина, но с ним нужно и можно работать. Причем, что интересно, начинать лучше «сверху»: по моим наблюдениям, искушенные потребители, которые хорошо разбираются в вине, с большим интересом и готовностью соглашаются попробовать российское. Среди нашего вина можно найти премиальные образцы, но я бы также не рекомендовал пренебрегать российским вином тем, кто ищет вино, например, для банкетов. Если нужно купить сразу 5-10 бутылок, точно нужно обратить внимание на те, что сделаны в Краснодарском крае: за 300-350 рублей можно найти очень добротные образцы, — объясняет эксперт.
По словам Сурикова, в московских ресторанах сегодня всё чаще можно увидеть российские вина в барной карте (причем не только в качестве самой дешевой позиции!), а некоторые заведения и вовсе делают ставку исключительно на алкоголь отечественного производства.
Беспроигрышным вариантом Суриков назвал игристые вина российского производства, а также российские автохтонные (уникальные) сорта винограда – например, цимлянский чёрный, голубок, бастардо, цитронный магарача, сибирьковый – которые растут только на территории определенных регионов. При этом сами представители отрасли отмечают, что им только предстоит победить невежество потребителей.
Даже представители гостинично-ресторанного бизнеса довольно плохо знакомы с российскими напитками, цитируют СМИ слова представителя одной из виноделен Петра Романишина.
«При составлении предложения для ресторанов мы говорим, что это аналог «Проссеко», а это похоже на «Небиолло» и т.д. При этом результаты переговоров всегда позитивные, и почти каждая дегустация заканчивается заказом», — рассказал Петр Романишин.
Между тем эксперты рынка прогнозируют, что к концу текущего года доля отечественного алкоголя в меню кафе, ресторанов и баров будет достигать 50% – речь не только о гурманских шагах навстречу российскому вину, но и о попытках заменить коньяк, виски, джин, ром и другие крепкие напитки. Например, по прогнозам экспертов, виски Jack Daniel’s и водка Finlandia пропадут с прилавков российских магазинов в течение трех месяцев, если не будет налажен параллельный импорт – на больший срок не хватит запасов.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.