Новый закон может оставить малые города России без аптек

С 1 сентября 2022 года большинство аптек в регионах могут оказаться под угрозой закрытия — новое положение о лицензировании фармдеятельности, которое вступает в силу, разрешает каждому индивидуальному предпринимателю лицензировать не более одной аптечной точки. Казалось бы — ерунда. Но это положение может полностью уничтожить аптеки в маленьких городах и селах страны, то есть, в местах, неинтересных крупным федеральным сетям. И полностью лишить местное население доступа к жизненно-необходимым лекарствам.  В ситуации разбирался «МК».

В июле индивидуальные предприниматели начали получать от Росздравнадзора о том, что новое положение вступит в силу совсем скоро. «Если ты ИП, то можешь иметь только одну аптеку, а несколько аптек могут иметь только ООО», — отмечают участники профильных чатов в телеграм-каналах. Юристы говорят, что положение действительно не дает возможности открывать ИП больше одной аптеки. По идее, документ должен распространяться лишь на открытие новых аптек, однако, как сообщают представители аптечной отрасли, некоторые представители контролирующих органов в регионах делают неофициальные заявления о возможном аннулировании действующих фармлицензий индивидуальных предпринимателей, имеющих более одной розничной точки.

При этом, как рассказали в СРО «Ассоциация независимых аптек», проект документа, который был размещен для общественного обсуждения, в том числе с участием профессионального сообщества, не содержал такого ограничения. Кстати, двумя годами ранее индивидуальных предпринимателей исключили и из дистанционной торговли лекарственными препаратами. И вот теперь малому бизнесу приготовили новый удар, откуда не ждали. «Изо всех сил поддерживают малый бизнес, не дают ему расширяться. Выдаваят нас потихонечку», — говорит владелица аптеки в Смоленске Марина. «И это в то время, когда мы на каждом углу слышим о поддержке малого бизнеса, сохранении рабочих мест, доступности товаров первой необходимости для населения. Получается, что если собственник аптеки затеет ее перепланировку или пустит арендаторов, нужно будет переоформлять лицензию — и ИП такую аптеку потеряет», — рассказывает один из участников чата фармацевтов и провизоров.

Как рассказала «МК» индивидуальный предприниматель из Тулы Наталья Зудина, у которой 6 маленьких аптечных пунктов в селах Курской области, ее малому бизнесу, похоже, пришел конец: «Почти все аптечные ИП сегодня работают в маленьких поселках, деревнях, на окраинах городов, в районных центрах. В центрах городов давно работают федеральные сети — и нас оттуда уже вытеснили. Наши аптечные пункты никому не интересны — мы занимаемся обеспечением населения лекарственными средствами в труднодоступных местах, тут особой прибыли не сделать. Когда-то в таких населенных пунктах лекарствами жителей обеспечивали фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), но после развала СССР развалились и они, и люди остались без доступа к товарам первой необходимости. Они стали жаловаться, просить администрации открыть им аптеки. Но федеральным сетям это было неинтересно. Поэтому аптечные пункты стали открывать ИП. Мы является жителями таких городов, и знаем, что востребовано местным населением. И если сейчас нам, как ИП, запретят открывать новые аптечные пункты, народ опять останется без медикаментов, а мы будем ущемлены в своих правах, потому что ничего нового открывать не будем. Останемся с теми небольшими аптечными пунктами, которые есть. У меня 6 аптечных пунктов, и были планы открыть еще два в таких же маленьких поселочках. Сейчас эти планы провалились. Проблемы в регионах у всех почти одинаковые. Мы прекрасно знаем, что крупные сети хотят нас вытеснить с этого рынка. Сегодня многие люди из маленьких населенных пунктов и без того вынуждены ездить в райцентры, чтобы приобретать лекарства, а будет еще хуже».

Как рассказала «МК» директор СРО «Ассоциация независимых аптек» Виктория Преснякова, аптечным организациям в советское время уделялось большое внимание: был единый центр управления, в котором аккумулировалась вся реальная статистика, оперативно решались вопросы дефектуры лекарств, велся учет запросов на изготовление новых препаратов, лекарственных форм, велась научная и образовательная работа по направлению «Фармация» и т. д. В постсоветский период аптечное направление вынуждено было отстраиваться заново. Влияние экономического фактора привело к тому, что аптечный бизнес четко поделился на малый (средний) региональный и крупный федеральный сетевой. «Мы неоднократно говорили о том, что аптечные организации в регионах, включая труднодоступные и малонаселенные, представлены в основном малыми предприятиями и ИП. И необходимость их поддержки и в условиях пандемии, и в результате санкционных мероприятий очень высока. С экономической точки зрения малый бизнес в ряде отраслей более органичен и выгоден, так как обладает более гибким механизмом настройки в изменяющихся условиях. Однако индивидуальные предприниматели, открывающие аптеки в регионах, которые неинтересны крупным аптечным сетям, работающие на голом энтузиазме и отвечающие по своим обязательствам всем своим имуществом, вызывают у контролирующих органов крайне негативную реакцию. А теперь еще новое Положение о лицензировании фармацевтической деятельности не дает возможности открывать индивидуальному предпринимателю больше одной аптеки. Самое неприятное в этой ситуации то, что проект документа, который был размещен для общественного обсуждения, в том числе профессиональным сообществом, не содержал такого ограничения», — говорит Виктория Преснякова. 

Фармацевты считают, что если государство заинтересовано в отлаживании системы лекарственного обеспечения трудоспособного населения (не только льготных категорий), участии в этой системе профессиональных кадров, развитии малого и среднего предпринимательства в регионах в целом, а не только городах федерального значения, то принятие подобных мер недопустимо. Они уже написали обращения в Минэкономразвития и Уполномоченному по защите прав предпринимателей, но ответа пока нет.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.