Министры финансов G7 договорились установить максимальный уровень нефтяных цен, в соответствие с которым мировому сообществу будет предложено приобретать российское «черное золото» в ближайшие годы. Конкретные уровни ограничений еще будут обсуждаться, однако Россия уже заявила, что не намерена продавать энергоресурсы себе в убыток. Кому и по каким ценам наша страна сможет экспортировать углеводороды в будущем, рассказали эксперты «МК».
Фото: David ThielenUnsplash.
Инициируя новые ограничения, члены «семерки» собираются создать «широкую международную коалицию, запрещая оказывать любые услуги по морской перевозке российской нефти, если сырье будет продаваться по цене, выше согласованного лимита».
В общем, самый главный параметр – размер потолка – участники совещания так и не определили. Зато раскрыли некоторые особенности действия механизма вводимого лимита. Для соблюдения ограничений будет действовать запрет на обслуживание морских перевозок нефти и нефтепродуктов из России, закупленных по превышающей потолок цене. Вместе с тем будет запрещено страхование и финансирование компаний, осуществляющих перевозку такой нефти.
Россия устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова уже ответила на решение министров «большой семерки». По его словам, если недружественные страны ограничат цены на нефть, Россия прекратит с ними взаимодействовать на таких нерыночных принципах. Пресс-секретарь отметил, что в случае введения «потолка» цен, нефть пойдет по альтернативным направлениям в те страны, которые действуют на рыночных условиях. По его словам, таких стран «гораздо больше, чем прежних», но уточнять, о каких странах идет речь, Песков не стал.
Тут уместно заметить, что по оценкам экспертов ТЭК, в досанкционную пору на долю стран «большой семерки» приходилось примерно треть экспорта «черного золота» из России. За последние полгода, эта цифра явно стала меньше, но точная статистика на этот счет, как известно, по решению правительства в нынешней геополитической ситуации не обнародуется.
Участники западной коалиции пока не уточняют параметры своих договоренностей. Но какой же потолок устроит Россию? «Как говорил ранее вице-премьер Александр Новак, в этом году комфортным уровнем котировок на нефть для федеральной казны окажется $65-80 за баррель. При этом в бюджете России на 2022 год заложен ориентир на цену нефти в $44,2 за баррель», — отмечает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
Что же касается «широкой коалиции» стран, которая может взять на вооружение пресловутый потолок, то эксперт сомневается, что к их числу присоединятся ключевые игроки глобального энергетического рынка – Китай и Индия, промышленность которых требует значительных поставок углеводородного топлива. Эти страны в последние месяцы резко нарастили поставки «черного золота» из нашей страны. Скажем, экспорт индийским потребителям достиг рекордных значений, вплотную приблизившись к миллиону баррелей в сутки, что вывело Россию на третье место поставщиков сырья в страну после Ирака и Саудовской Аравии. В целом, на Индию и Китай приходится уже более 40% объемов российского нефтяного экспорта – то есть, больше, чем на страны G7.
«Вряд ли Индия и Китай согласятся поддержать инициативу Вашингтона ввести потолок на нефть, так как первая зарабатывает на переработке и дальнейшем сбыте готового топлива, а другая и так покупает наше «черное золото» с дисконтом», — поясняет Антонов.
При этом Россия, переориентируя свои поставки с Запада на Восток, идет на торговлю со скидками. Если в середине июля Bloomberg подсчитал, что российская нефть продается в Китай на 10% дешевле сходных сортов из Бразилии, то в последние дни августа министр туризма Индонезии Сандиага Уно заявил «о предложении России продавать свои баррели» по цене, на 30% ниже, чем на международном рынке».
Однако, при всех скидках, торговать нефтью себе в убыток Россия явно не намерена. «Запад почему-то уверен, что Россия согласится продавать нефть за условные $50 при рыночной цене в $100. Это глупость! — полагает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. — Поставки в Азию, в Китай и Индию в последние месяцы растут в геометрической прогрессии. В свою очередь, Европе поставки из России придется чем-то замещать, что ускорит рост цен, поскольку дополнительных объемов для восполнения топливного снабжения из нашей страны на мировом рынке просто нет. Россия будет спокойно продавать топливо в Азию, а Европе банально придется переплачивать за новые контракты»,
Впрочем, еще один удар по российскому нефтяному экспорту Запад намерен нанести в области транспортировки нефти. Не секрет, что наша страна, деля с Саудовской Аравией и США мировое первенство по уровню добычи «черного золота», не обладает достаточным количеством морских танкеров для доставки сырья зарубежным клиентам, что ставит отечественных производителей в зависимость от иностранных судовладельцев. Соответственно теперь, если стоимость продаваемого из нашей страны за рубеж сырья превысит прописанные G7 ценовые лимиты, то нефтяным компаниям придется смириться, что им могут отказать в предоставлении танкерного флота.
Но и тут есть свои нюансы, снижающие эффект от данной меры. Во-первых, сомнительно, что отечественным поставщикам «черного золота» придется в обязательном порядке отчитываться перед судоходными компаниями о ценах. Транспортные фирмы являются лишь посредниками, а стоимость нефти в заключенных соглашениях являются коммерческой тайной. За разглашение подробностей придется отвечать перевозчикам. Причем, не перед правительственными организациями, а перед торговыми партнерами, которые смогут либо оперативно взыскать оспариваемую сумму, либо полностью отказаться от сотрудничества. Во-вторых, даже если детальные сведения о стоимости нефти можно будет узнать из сопроводительных документов, в том числе страхового полиса по обеспечению сохранности и сроков доставленного груза, то пути обхода топливного моратория все равно найдутся. Один из самых эффективных – смешивание различных сортов нефти непосредственно на танкерах в море.
«С ультиматумом G7, обязывающим нас продавать нефть вдвое-втрое ниже биржевых котировок, Россия просто не согласится и продаст топливо на других рынках, — уверен специалист департамента стратегических исследований Total Research Глеб Финкельштейн. По его словам, существующие предложения на азиатском рынке демонстрируют востребованность сырья из России. Да, спекулятивность краткосрочных контрактов вырастет, но Китай и Индия, даже при дисконте в 30%, все равно будут предлагать более высокие цены, чем возможные пределы, которые намерен установить Запад.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.