В связи с неспокойной ситуацией на юге страны закрыты аэропорты в Анапе, Белгороде, Брянске, Воронеже, Геленджике, Краснодаре, Курске, Липецке, Ростове-на-Дону, Симферополе и Элисте. По данным на сегодняшний день – закрыты до 22 сентября 2022 года. Поэтому те, кто решил провести отпуск на российских южных курортах – в Крыму и Краснодарском крае – вынуждены были добираться до места своего отдыха на поезде. Самая распространённая жалоба – фактическое бесправие пассажиров на верхних полках: решать, смогут ли они поесть за столиком и просто посидеть внизу, теперь имеют право пассажиры нижних полок. «МК» собрал несколько впечатляющих историй о поездках.
Фото: Наталия Губернаторова
За последние годы многие туристы отвыкли от поездок на поездах дальнего следования (раньше предпочитали летать) и теперь обратили внимание на интересные бытовые нюансы. Больше всего жалоб и возмущенных рассказов пассажиров связано с неудобством проезда на верхних полках – по словам туристов, всё реже пассажиры с нижних мест готовы идти навстречу, чтобы обеспечить попутчикам некое подобие комфорта. Причем порою доходит до конфликтов.
«Поезд отправлялся в шесть часов вечера, первые два часа в пути я спокойно лежала у себя на полке, занимаясь своими делами, – рассказывает москвичка по имени Оксана. – Попутчики на меня внимания не обращали, впрочем, как и я на них. В 8-9 часов вечера соседи решили поужинать, еда у них была своя. Я тоже взяла с собой еду. Спускаюсь со своей полки, спрашиваю у соседей: «Я поем с вами за столом?». Получаю чванливый ответ: «Нет, это наши места, вы можете и у себя наверху поесть». Я даже в ступор впала, потом попыталась объяснить: мол, вы же сейчас не лежите, я быстро поем и уйду. Ответ краток: «Мы за это место заплатили, так что забирайся к себе обратно и не высовывайся». Спустя 10 минут ссоры я позвала проводника». Правда, история Оксаны закончилась благополучно: проводник пошёл навстречу (в отличие от соседей) и нашёл для девушки место в пустом купе в другом вагоне.
Однако с такими сложностями пассажирам поездов дальнего следования приходится сталкиваться, увы, всё чаще.
«Мы ехали 13 часов на верхних полках в купе на втором этаже поезда, – говорит туристка Татьяна. – У пассажиров верхних полок, оказывается, нет права сидеть на нижних, коллективизм – в прошлом. Купил на верхние? Там и лежи. Традиционный чай из стаканов с подстаканниками мы пили в уголке с огнетушителем, ужинали там же. Соседи с нижних полок рано легли спать, причем одна из девушек жаловалась на плохое самочувствие, так что мы не стали качать права и сражаться за право сесть у столика. Да и не люблю я чувствовать себя приживалкой, ютиться где-то на краешке, поддерживать искусственно беседу. Кстати, в проходе помимо нас болталось множество пассажиров с верхних полок».
«Когда я пришла на посадку, то на нижних полках уже лежали пожилые супруги, лежали так, что не то что сесть, но даже ногу поставить на полку было некуда, – делится опытом 43-летняя Елена. – Я с грустью стала стелить постель, не понимая еще, как я полезу на эту полку. Забираться на полку совершенно неудобно, даже почти невозможно без хорошей подготовки. Я бы могла еще залезть со столика, но в этом случае он был весь заставлен едой пассажиров с нижних полок. Поезд был ночной и все пассажиры нижних полок сразу легли. Так что за столик уже никак не сесть, и даже на уголок часто присесть негде, а на верхней полке сидеть сложно – высота небольшая».
Между тем у пассажиров на нижних полках – своя правда: если речь идет о долгой поездке, в ходе которой полка превращается в полноценную постель, то мало кто захочет разрешать садиться на неё посторонним людям. Некоторые признаются: в поезд они садятся после напряженного и насыщенного дня, очень усталые, с гудящими ногами – и попросту не хватает человеколюбия, чтобы вставать и терпеливо ждать ради того, чтобы незнакомый попутчик с верхней полки попил чай (особенно если речь о ночных поездах). Ну а иногда попутчики заранее ставят себя так, что идти им навстречу не хочется просто-напросто из вредности.
«Я все время беру нижние места, – признается туристка по имени Светлана. – И меня всегда раздражало, что пассажиры с верхних полок всю дорогу сидят внизу – и ещё и друзей, бывает, приглашают, если едут в разных отсеках или купе. И никто даже разрешения не спрашивает. В какой-то момент не выдержала: а какого чёрта? Получается, они могут спокойно лежать на своей верхней полке всю дорогу, никто их не трогает, а моя нижняя – вроде как не моя, а общественная? Почему бы вдруг? В общем, теперь всех гоняю. Особенно тех, что с друзьями. Пусть тусуются у себя на верхних полках». По её словам, удивительна не постановка вопроса, а тот факт, что ещё 15-20 лет такая ситуация могла показаться кому-то нормальной: мол, это поезд, надо потерпеть!
«Мы с мужем ехали в купе на двух нижних полках, в соседи достались дама средних лет с дочерью. Они тотчас спросили, не собираемся ли мы ещё ложится спать, успеют ли они поужинать. Мы собирались. Дама с претензией спросила: мол, почему вы не купили верхнее и нижнее место, как «нормальные» люди, почему заняли своей парочкой оба нижних? Это цитата. Честно говоря, у нас глаза на лоб полезли – вот уж не думали, что есть какие-то правила поездок парами в поездах. Так или иначе, поезд отправлялся в 23:40, поэтому мы отказали этим нахалам в праве на ужин – очень устали, действительно хотелось лечь спать, а не ждать, пока они поедят», – рассказывает москвичка Екатерина.
Между тем, в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 года №473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», каждый пассажир должен занимать место, указанное в его билете, и проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается. Так что любые переговоры – хоть просьбы уступить нижнюю полку вовсе, хоть договориться о завтраке или ужине – упираются исключительно в человеческий фактор и добрую волю каждого пассажира. Поэтому начинать поездку с претензии – плохая идея.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.