Наша цивилизация хоть и бороздит просторы Вселенной и «на пыльных тропинках далеких планет» мечтает оставить свои следы, а по большому-то счету недалеко улетела от дедовских времен. Так, в России за год (с августа 2021 по август 2022 года) резко подорожали дрова и уголь. О которых, казалось бы, большинство россиян должны бы забыть еще с прошлого века. Но мировой энергетический кризис напомнил.
Фото: Михаил Ковалев
По данным Росстата, уголь и дрова за последний год подорожали соответственно на 22 и 19% — это будет заметно повыше среднестатистического уровня инфляции (14%). Так, в августе нынешнего года тонна угля в среднем стоила 3,67 тысячи рублей. Однако это «средняя температура по больнице». Во многих регионах эта самая тонна обходится жителям в разы дороже. Например, в Карачаево-Черкесии — 15, 6 тысячи рублей, в Крыму – 14 тысяч…
Дают стране угля и заготовители древесины. Если год назад за кубометр брали 1.76 тыс. рублей, то сейчас 1,48 тысячи. Да и то не везде на просторах России. В Севастополе дровишки обходятся в 3,3 тысячи рублей, в Калининградской области — в 3,03, почти столько же и в Алтайском крае.
Словом, перед грядущей зимой рано расслабляться и относить на свалку истории дедовские печки-буржуйки. Они могут еще как послужить людям! И касается это отнюдь не только России. Хуже всего ситуация в Евросоюзе, который на фоне подступающих холодов испытывает серьезные проблемы с газом из-за антироссийских санкций.
По сообщениям СМИ, народ там пустился во все тяжкие. Как и пару веков назад подворовывают ценное топливо друг у друга и даже стаскивают бревна с трейлеров, водители которых заехали перекусить в подзабытый нами «Макдональдс». В Польше и вовсе планируют раздать школьникам специальные противодымные маски. Там не исключают, что во время занятий классы предстоит отапливать, сжигая мусор.
Впрочем, обезопасить себя от зимних трескучих морозов европейцам вряд ли удастся. При сжигании, сухие дрова выделяют удельной теплоты от 8 до 11 МДж на килограмм (береза 12,5), каменный уголь – 27 МДж/кг, а природный газ – 41-46 единиц, в 2-4 раза больше. Вблизи жилых домов придется насыпать целые угольные терриконы.
Если же вернуться в Россию, то буржуйки для нас – удовольствие, конечно, на любителя. Если только до дальних деревень еще не докатилась цивилизация и там в избах по-прежнему печное отопление. Ведь и газа, и дров (с нашим лесным богатством!), и угля – у нас огромные запасы.
Однако вот здесь и возникает вопрос. Если у нас и того, и другого, и третьего так много, то почему дорожает топливо, которое уходит в далекое прошлое? Согласитесь, это странно.
Попытались узнать у экспертов.
Что касается подорожания дров, то сами лесники не знают, откуда оно, это подорожание, идет. Экономические санкции, по их мнению, здесь совершенно ни при чем. «Скорее всего, — предполагают они, — заготовители сами накручивают цены».
— Дрова заготавливают из неликвида, из сухостойных деревьев или пораженных клещом. — рассказал «МК» работник лесного хозяйства, пожелавший сохранить анонимность, — В лесных массивах периодически проводятся санитарные рубки. Как правило, эти работы ведутся не промышленным способом, а кустарным, через местные администрации. Вот, там и следует искать причины подорожания, хотя неликвиды можно вообще бесплатно раздавать населению.
В независимом профсоюзе угольщиков не согласны с тем, что добываемое ими сырье — это уходящий вид топлива. Уголь переживет, так сказать, и другие энергоносители. Признают, что трудности с реализацией есть — например, Япония и Южная Корея отказались от российских поставок. А с транспортировкой в Китай и Индию сложности в связи с изменившейся логистикой.
— Однако все шахты продолжают работать, — заверил нас заместитель председателя Росуглепрофа Анатолий Аникин,- На цену влияет много факторов, себестоимость собственно добычи угля — от шахтеров — осталась практически прежней. Но увеличились тарифы на железнодорожные перевозки, на горюче-смазочные материалы, другие услуги. Все идет по спирали и конечная цена угля на рынке увеличивается. В отрасли есть проблемы с реализацией продукции. В частности, наш уголь покупает, допустим, Турция со скидкой и продает его в другие страны совсем по другой, куда более высокий цене. А мы недополучаем свою прибыль.
Как считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, рост цен на уголь в стране связан с соотношением структуры его экспорта.
— Ограничений по продаже этого вида топлива нет, — говорит он. – Значительно увеличились его поставки за рубеж. Идет замещение на внутреннем рынке: потребление газа в России увеличивается за счет того, что сократился его экспорт в другие страны. Но сокращаются объемы угля внутри страны — цены соответственно растут. Нормальная рыночная ситуация.
С углем, так, наверное, и получается. А вот с дровами, как нам пояснили свою версию лесники, не все гладко. Цены растут, потому что во всем мире растут?..
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.